Уровень доверия к информации, подаваемой российским телевидением, упал за последние 9 лет на 30% (с 79 до 49%). Но несмотря ни на что именно ТВ остается главным для соотечественников источником новостей. Что, понятно, объясняется во многом технически: степенью всеохватности этого вида медиа — ведь государство отдельно заботится о равномерном покрытии страны телесигналом. В отличие от проникновения Интернета, в основе распространения которого — чистая коммерция.
При этом сетевые СМИ оказались единственными из традиционных медиа, повысившими авторитет у отечественной аудитории. Доверие к ним с 2009–го к 2018 году выросло от 7 до 24%. Еще 15% россиян признались, что верят сообщениям из соцсетей, а не официальным средствам массовой информации с лицензией. Надо, правда, иметь в виду, что респонденты имели возможность выбрать несколько вариантов из предложенных социологами.
Эти тренды — главные из тех, что можно вычленить из данных соцопросов, проведенных "Левада–центром". Результаты последнего, самого актуального из них, обнародованы на минувшей неделе. Важно то, что аналитический центр Юрия Левады проводит аналогичные опросы уже на протяжении последних 9 лет, и это позволяет рассмотреть колебания народного отношения к медиа в динамике.
Интересно, что сами социологи пытаются связать падение влияния телевидения на массовое российское сознание с пенсионной реформой. "Люди остро чувствуют, что по телевизору не говорят о негативных факторах этой реформы. Тут затронуты важные моменты справедливости — дело не столько в содержании, сколько в моральных оттенках изложения нюансов ситуации. Вместе со снижением одобрения властей снижается и доверие к теленовостям. Сюда же добавляется усталость от антизападной пропаганды", — цитируют газеты директора "Левада–центра" Льва Гудкова. Это пояснение, видимо, можно считать лишь небольшой частью целого. Поскольку данные собственно самого "Левада–центра" свидетельствуют: тенденция сокращения аудитории традиционных СМИ — давняя и прочная. Так, в августе 2009–го новости из телевизора узнавали 94% соотечественников, теперь — только 73% (разница 21%). Радио упало по этому показателю с 41 до 15%, газеты — с 37 до 13%. Зато интернет–медиа выросли с 9 до 37%. Это плюс 28 пунктов — сразу понятно, куда уходят бывшие телезрители. Не стоит забывать и соцсети с их блогерами и каналами, которые у социологов проходят по отдельной категории с ростом на 22% (с 6% в 2009–м до 28% в 2018–м).
Эксперты "Левада–центра" в пояснениях к результатам соцопроса подчеркивают: "Чем образованнее и урбанизированнее респондент, тем чаще он обращается к Интернету и соцсетям для получения новостей. Если новости из Сети получает каждый второй респондент с высшим образованием и каждый второй житель Москвы, то этот канал информации пользуется популярностью только у каждого четвертого опрошенного со средним образованием и каждого четвертого сельского жителя". Впрочем, в этом как раз новости нет, а есть научное подтверждение давно заметной моды: интеллигенция считает отказ от телевидения (зачастую публично манифестированный) своим приобретенным родовым признаком.
Кстати, о регионах и их предпочтениях. Вот Петербург. В 2010 году ответ "да" на вопрос: "Смотрели ли вы вчера телевизор" — давали 94% опрошенных. В 2016 году — 79,7%, в 2017–м — 73,3%. Еще примечательный факт. В городе уже много лет подряд сохраняется ранжир федеральных каналов по уровню зрительского интереса. Первая пара конкурентов — Первый и "Россия", за ними на некотором отдалении — НТВ и Пятый.
Однако за последние 2 года привычный порядок вещей переменился. В число фаворитов телесмотрения вторглось — и спустя недолгое время оккупировало первую позицию — так называемое "измеряемое тематическое ТВ", то есть нишевые каналы (в диапазоне от Discovery до "Детектив ТВ").
По отдельности они собирают не так уж и много, но вместе лидируют в телевизорах петербуржцев, опережая и Первый, и остальные каналы.
Потеря аудитории — история не одного только мегаполиса. Вот результаты исследования, проведенного одним из ведущих петербургских социологических центров летом прошлого года в Ленинградской области. В ответ на прямой вопрос интервьюера 75% жителей 47–го региона ответили, что за предшествующую неделю пользовались Интернетом, и 73,3% — что смотрели ТВ.
Одним словом, при всех тонкостях проникновения Интернета в деревню он даже там начал опережать телевидение.
Другое дело, что история эта не односторонняя. Свои тенденции есть не только в изменении объема и характера аудитории СМИ, но и в том, какие каналы воспринимаются эффективным инструментом теми, кто информацию продуцирует и распространяет. Однако в их выявлении социологи точно не помощники.
“
Доверия телевидению в последнее время действительно все меньше. Информация там представляется однобоко, а я не хочу, чтобы моим сознанием манипулировали. Чаще всего читаю новостные агрегаторы, чтобы видеть общую повестку. Понятно, что и там все может регулироваться вручную, но в Интернете всегда есть возможность самостоятельно углубиться в тему и изучить альтернативные источники.
Андрей Михеев
вице–президент ООО «Петербургская топливная компания»
“
Разрешаю себе в Интернете читать только самое нужное, не более 10 статей в день. Вообще, стремлюсь к тому, чтобы ограничиться тремя, остальное уже роскошь. Просматриваю "ДП", "Фонтанку", "Медузу". Но, если бегунок бесконечно идет вниз (длинный текст), бросаю читать. Сотрудники мои делают обзоры профессиональных сайтов, формируют рассылку раз в неделю. Смотрю по диагонали. Стараюсь не читать новости, что кто–то что–то "прокукарекал". Вот когда закон или правила поменяются, тогда и узнаем. Не разрешаю своим аудиторам и главным бухгалтерам отвлекаться на прогнозы. Telegram–каналы не читаю, там слишком много информации. Был подписан на несколько, но понял, что пользоваться ими — значит тратить много времени. Вот подростки могут без конца туда смотреть. Друзьям–предпринимателям новости сообщаю. Их время им еще более дорого — они почти ничего не читают.
Анатолий Симонов
глава Ассоциации бухгалтеров малых предприятий
“
Основной источник информации для меня — газеты и Интернет. Каждый день на моем рабочем столе появляются печатные издания, часть информации черпаю и из телевизионных программ. При наличии времени просматриваю ленты, новостные интернет–каналы. За последние несколько лет в связи с бурным развитием технологий значительно больше информации стал получать именно в Интернете. Безусловно, много внимания уделяю специализированным изданиям, важно всегда быть в курсе изменений в законодательстве и тенденций развития делового сообщества.
Денис Соседкин
глава филиала «ДЛА Пайпер Рус Лимитед» в Петербурге
“
"Яндекс–новости" и лента на "Мейл.ру" — главные источники оперативной информации. За спортивными новостями слежу на "Чемпионат.com". Читаю чаще всего с телефона. Газеты реже. Телевизор смотреть практически некогда, разве что случайно оказался перед экраном. Соцсетями пользуюсь, но не ради новостей, а чтобы узнать, что там у друзей и знакомых.
Владимир Хильченко
президент холдинговой компании «Созвездие Водолея»
“
Просматриваю "Деловой Петербург" (подписана на электронную версию) и dp.ru в соцсетях, "Новости малого бизнеса". Сайт Законодательного собрания Петербурга, сайт депутата Ирины Ивановой, она защитник малого бизнеса. Часа два на это трачу. Сайт администрации города, сайт КРППР — каждый день. Меньше доверяю КИО, но вынужденно просматриваю. Еще читаю "Фонтанка.ру" и "Невские новости". "Росбалт" смотрю. И 2 часа уходит на телевизор — НТВ и "Россия", 78–й канал, "Открытую студию" — обязательно.
Янина Гришина
лидер НП «Содействие малому бизнесу»