Приморская мелодрама. Казус на выборах в Приморье говорит об отсутствии единой идеологии

Автор фото: ТАСС

 

Про выборы в Приморье известно уже практически всё. Скандал с подтасовкой результатов вывел конкретную региональную кампанию в топ федеральной политической повестки.
Историю откомментировали все кому не лень — и штатные прокремлевские политологи, и дежурные оппозиционеры. Смысл комментариев в общем и целом тоже понятен: одни за мудрость руководства страны, которая не дала совершиться местному чиновничьему беспределу, другие — за испуг "кровавого режима" и "дрогнувший Кремль".
В итогах этих выборов интересно другое. Система впервые за долгие годы дала ход назад: отмены губернаторских выборов не было с начала нулевых годов. Долгое время рабочей формулировкой была такая: "Если нарушения и были, то они не повлияли на общую картину выборов". А призрак майдана на Украине и смещение власти через процедуру "третьего тура" отбивали всякое желание доводить ситуацию на выборах даже до второго.
Теперь же, кроме формальной легитимизации такого инструмента, как "отмена выборов", региональные элиты получили в свои руки интересный политический инструмент. Выборы можно просто валить, демонстративно вбрасывая бюллетени и переписывая протоколы. Прецедент по отмене создан, а значит, его можно использовать и впредь — прокатывая недоговороспособных "назначенцев из Москвы".
Многократно уже отмечалось, что "крымский консенсус" закончился, и выборы в Приморье — это первый показатель того, что региональные элиты пытаются через выборные процессы играть во фронду.
Выборы в Приморье показали и еще одну интересную деталь: официальная оппозиция не готова к жесткому сценарию по отстаиванию итогов выборов. Призрак майдана — вещь, конечно, серьезная. И ни у кого, в том числе и у оппозиции, нет желания примерять на себя шкуру "народных революционеров".
Очевидно, что даже минимальный набор публичных аргументов, информационных сообщений и вообще понимание, как вести себя в медийном пространстве, если власть решит признать выборы, у коммунистов напрочь отсутствует. Впрочем, ровно то же самое можно сказать и про "молодого технократа" от партии власти Тарасенко. Неуклюжие попытки то организовать митинг, то подать в отставку, то снова вернуться — вызвали ощущение какой–то дешевой мелодрамы, а не серьезного политического процесса.
Что дальше? Во–первых, "приморский казус" повлияет на выборы глав регионов, которые прошли в это воскресенье. Причем понятно, что повлияет не в лучшую сторону для действующих губернаторов. Во–вторых, ближайшие несколько месяцев (до новых выборов в декабре) Приморье станет главным регионом для администрации президента.
Сбой в системе повториться не должен. Региональных баронов надо поставить на место и показать, что это не "Акела промахнулся", а всего лишь досадная оплошность исполнителей.
В–третьих, идеологам необходимо придумывать новый продукт, способный сплотить нацию. Крым выдохся, под внешней угрозой живем уже очень давно и стали к ней привыкать, а День Победы — немного про другое. Но проблема в том, что пока таких объединяющих вещей не просматривается. Так что впереди нас ждет достаточно интересная и насыщенная политическая осень. А "приморский казус" теперь гарантированно войдет в политологический лексикон.