Предприниматель Павел Воинов ушел из логистики, чтобы открыть собственную кофейню "не как у всех". В его заведении звучит альтернативная музыка, заваривают кофе категории specialty, а вместо барной стойки — айсберг. Вложения в запуск Black Coffee Co. составили 4 млн рублей. По расчетам владельца, при положительном сценарии развития событий уже в первый год оборот компании может составить 6 млн рублей.
Кофе вместо алкоголя
"Мне всегда хотелось что–то свое: работа в офисе не то, чем я бы хотел заниматься. Я рос на американской рок–музыке, играл на гитаре в группе и мечтал открыть что–то творческое, например бар с концертной площадкой на манер легендарного CBGB в Нью–Йорке", — рассказывает Павел.
Вместо бара молодой человек открыл кофейню на 17 посадочных мест, где подают кофе из зерен категории specialty (термин, обозначающий повышенное качество кофе). Потолок кофейни украсили черно–белые рисунки в стиле комиксов, главным стилеобразующим элементом стала барная стойка в виде плывущего над полом айсберга. Атмосферу дополнили старинные кирпичи (кофейня находится в доходном доме Кельдаля 1903 года постройки).
"Открывать бар было страшно, — объясняет Павел. — Все–таки для него точно нужен опыт в общепите, это намного более сложная история и серьезные инвестиции". Вложения в кофейню составили 4 млн рублей: это были личные средства и инвестиции семьи. Они пошли на ремонт и дизайн помещения, приобретение мебели и оборудования из Италии: кофемашины La Marzocco, кофемолки Simonelli Mythos One и Baratza Sette.
Сейчас в меню семь видов кофе, главным образом напитки, приготовленные альтернативными способами заваривания с помощью воронок, аэропресса и различных фильтров. В меню уже есть сладости, скоро появятся завтраки и сытные сэндвичи. Средний чек составляет 300 рублей. При условии что в день кофейню будут посещать 50 человек, годовой оборот может составить около 6 млн рублей.
По словам Павла, этого показателя, при хорошем раскладе, можно достичь в течение первого года работы даже без вложений в рекламу. "Это живая улица, здесь несколько бизнес–центров и банков, есть новые ЖК, рядом метро и Каменноостровский проспект", — объясняет Павел.
Альтернативное место
Несмотря на то что кофе подают практически в каждом заведении, а самих кофеен в городе около 4 тыс., Павел Воинов смог найти свою нишу на таком высококонкурентном рынке. То, что поблизости с Black Coffee Co. открыты семь кофеен, не сможет помешать ему найти свою аудиторию, уверен бизнесмен.
Дело не столько в повышенной категории зерен (в 2017 году в городе уже было 33 кофеен с таким фокусом), сколько в концепции и атмосфере места. "У меня была задача сделать кофейню и вложить в нее свою душу. Это место с альтернативной музыкальной культурой, заведение с брутальным интерьером и соответствующей музыкой, где можно сесть за барную стойку и поговорить с бариста о кофе и о жизни, прямо как в баре", — объясняет Павел.
Эксперты рынка подтверждают, что меню кофейни — не главное конкурентное преимущество на рынке. Кофейни трансформировались в клубы по интересам: люди идут сюда не столько за кофе, сколько за атмосферой и возможностью пообщаться с теми, кто сидит за соседним столиком. Среди крупнейших кофеен Петербурга — сети Starbucks, "Даблби", Coffeeshop Company.
По данным Петростата, в I квартале 2018 года оборот заведений общепита достиг 17 млрд рублей. "Сегмент specialty быстро развивается, но назвать его высококонкурентным пока нельзя. Вариантов выделиться — масса. Удобная мебель, самый качественный кофе, рисунки популярных художников на стенах", — говорит Анна Цфасман, основатель сети "Даблби".