За последние 10 лет в Петербурге сформировался пул компаний, производящих небольшие электростанции и подстанции, которые можно свободно перевозить с места на место.
Самым дорогим и амбициозным проектом мобильной энергетики можно считать построенную недавно на Балтийском заводе плавучую АЭС. Ее общая стоимость — 30 млрд рублей. Расчетный срок службы — 36 лет, электрическая мощность — 70 МВт, а тепловая — 140 Гкал/час. Она будет постоянно снабжать энергией порт Певек на Чукотке. Росатом пока не завершил установку реакторов на ПАЭС, работать она начнет в 2019 году. Но плавучая АЭС — штучный проект. Как правило, проблема снабжения энергией отдаленных территорий решается менее дорогими и не столь экзотичными способами. На российском рынке подобные предложения есть уже несколько десятков лет. Как правило, в самом традиционном сегменте — небольшие генераторы от 30 кВт на шасси автоприцепа.
С 1993 года в России работает дочерняя компания британской JVM, подмосковное "Лонмади" (выручка 10,5 млрд рублей за 2017 год). Она предлагает только дизельные станции, как правило, в виде автоприцепа на двигателе Volvo мощностью до 560 кВт.
Крупнейший отечественный производитель с долей рынка больше 25% — ООО "Завод "Промышленные силовые машины" в Ярославской области (выручка 2 млрд рублей за 2017 год). Крупные петербургские производители стараются предлагать другие решения, чтобы сделать свой бизнес более конкурентным.
Мы пойдем на север
Самым большим по объему выручки петербургским производителем является ООО "НГ–Энерго". Причем выручка растет: с 5,6 млрд в 2016–м до 8,9 млрд в 2017 году. Бизнес принадлежит на 50% бизнесмену Андрею Рудскому, который занимает пост генерального директора, а также его партнерам Игорю Бутвину и Дмитрию Сидорову (по 25%). Компания занимается проектированием и строительством электростанций под ключ, производством и сервисом энергооборудования, используя иностранное оборудование: MAN, Hyundai, Cummins. Среди крупных стационарных проектов "НГ–Энерго" — электростанция 96 МВт на попутном газе на Ямале, электростанция 24МВт для месторождения ПАО "Североалмаз" в Архангельской области. "НГ–Энерго" также создает и помогает обслуживать станции, состоящие из одного или нескольких перемещаемых модулей в небольших контейнерах. В числе проектов петербуржцев — комплекс мощностью 26 МВт на дизеле для ООО "РН–Северная нефть", станция 8,5 МВт на попутном нефтяном газе для ОАО "НК Русснефть" на Мохтиковском месторождении в ХМАО. Для ООО "Газпром социнвест" "НГ–Энерго" изготовило резервную дизельную станцию 5 МВт на колесном шасси автоприцепа.
Московское ПАО "Передвижная энергетика" предлагает необычные решения для электроснабжения изолированных поселков. К примеру, в прошлом году она подрядилась построить в Тикси (Якутия) ветряную электростанцию за 225 млн рублей. А годом ранее — комбинированный ветродизельный комплекс за 190 млн рублей для Сахалина.
Игра на понижение
Петербургское ООО "Спецэнерго" сосредоточилось не на генерации электроэнергии, а на строительстве подстанций, которые позволяют питать объекты, расположенные вблизи высоковольтных источников энергии. За 2016 год выручка компании, принадлежащей петербурженке Елене Журовой, составила 552 млн рублей.
"Спецэнерго" изготавливает модульные конструкции: подстанции 35 кВ для "Ленэнерго", автоматические пункты деления линии электропередачи на участки 110 кВ для чукотского энергомоста АО "Дальэнергомост", пункты управления для Нововоронежской АЭС и т. д.
Есть предложения вроде трансформаторных подстанций на базе небольшого автоприцепа — в июле два было поставлено на стройплощадку той самой плавучей АЭС на Чукотке.
Наконец, "Спецэнерго" изготавливает и доставляет на место мобильные подстанции на шасси большегрузных автомобилей. В феврале такой комплекс был отгружен для Рыбкинского месторождения "Оренбургнефть". В мае по заказу "Дальэнергомост" компания доставила на стройплощадку Баимского ГОК на Чукотке первую российскую мобильную подстанцию для арктического климата.
Петербургское ООО "Питерэнергомаш" Степана Натяганова (выручка 516 млн в год) изготавливает мобильные подстанции различной мощности на напряжение до 220/10 кВ. В том числе с двигателями собственной разработки, на смеси газа и дизтоплива. Сейчас "Питерэнергомаш" собирает опытные образцы цифровых мобильных подстанций с удаленным управлением.
Из производителей другого негенерирующего мобильного электрообрудования можно отметить московский завод "Мобильная электротехника". Он производит нагрузочное оборудование, которое необходимо для тестирования крупных генераторов. Это относительно недорогие комплексы, но при монтаже и модернизации силовых установок они необходимы. Среди заказчиков таких систем не только энергетики, но и судостроители.
“
Если мы станем вычленять как отдельный и самобытный рынок мобильных модульных подстанций на базе автоприцепов, то стоит сказать, что в России спрос на подобные решения пока совсем небольшой: пять–шесть комплексов в год по 150 млн рублей каждый. Перспектива расширения рынка, полагаю, возможна за счет застройщиков или производителей, которые хотят начать работать сразу, не ожидая положенные 2 года с момента подачи заявки на присоединение к сетям.
Александр Немыкин
коммерческий директор ООО «Спецэнерго»
“
Мобильная энергетика — новый рынок, очертания которого только складываются, и сегментировать его сложно. Пока золотой сегмент заказчиков, особенно в плане платежеспособности, — нефтяники, газовики, горняки — все, кто добывает или разведывает ресурсы вдали от линий электропередачи.
Кто еще? Совершенно точно это может быть сельское хозяйство, сервисные компании, разнообразные аварийные и коммунальные службы. Рынок очень перспективный — именно в плане развития. Спрос на самостоятельность и современные мобильные решения будет только расти в России, как и во всем мире. Более–менее точные объемы этого запроса зависят от активности экономических субъектов, независимых от крупных компаний, а значит — от состояния экономики в целом.
Алексей Калачев
старший аналитик ИК «Финам»