Предприниматели начинают зарабатывать на производстве чайного гриба. Они уже продают 15 тыс. бутылок в месяц.
На тот момент у Александра уже был бизнес–опыт. В частности, он развивал производство ореховой пасты под брендом Royal Nut — там же, на ул. Седова, было решено создать цех для выпуска комбучи. Денис в новом проекте стал отвечать за разработку рецептуры нового продукта — в этом ему помог опыт крафтового пивоварения. Новый бизнес партнеры начали с выращивания гриба в двух трехлитровых банках. Вскоре перешли на емкости по 20 л. Инвестиции на старте составили всего 250 тыс. рублей — в основном средства были потрачены на оборудование и аренду.
Сейчас комбуча под брендом Ingria (ООО "Ингрия") продается более чем в 100 гипермаркетах Петербурга, Москвы, Екатеринбурга и пр. В числе крупных партнеров — Metro, "Азбука вкуса", "Глобус" и др. Оборот компании достигает 5 млн рублей в год.
Перспективный гриб
"Вы берете чайную заварку, добавляете воду, сахар и сам гриб, который ферментирует сахар и заварку", — описывает технологию приготовления комбучи Александр. При этом, по словам предпринимателя, вкус напитка зависит от массы нюансов — температуры, размера емкости и пр., поэтому ключевая производственная сложность — из раза в раз делать напиток одинаковым. Сейчас в линейке Ingria шесть различных вкусов: зеленый чай, иван–чай, манго и пр. Именно со вкуса зеленого чая — самого простого — бизнесмены начали свое производство. На то, чтобы вырастить чайный гриб, требуется как минимум месяц — процесс происходит в отдельном цехе, который вместе со складом занимает помещения общей площадью 100 м2. Ежемесячно предприниматели выпускают 6 тыс. л, или около 15 тыс. бутылок, комбучи — с февраля объем производства удвоился.
Отметив высокий спрос на комбучу, предприниматели решили пойти дальше. "Мы занялись производством бальзамического уксуса, который в Новой Зеландии изготавливают, выдерживая комбучу с добавлением специй в дубовых бочках", — рассказывает Александр. Производство уксуса занимает 6 месяцев, сейчас в линейке четыре вкуса. Также компания единственная в России выпускает вустерширский соус (ферментированный английский соус).
Новая газировка
В Петербурге работают два крупных производителя комбучи — Ingria и Kombucha Hill. "Не так–то просто взяться за производство комбучи — нужно разрабатывать рецептуру. Другое дело — производство ореховой пасты, где достаточно только купить оборудование", — объясняет Александр Аксенов. И пока в России интерес к комбуче только начинает зарождаться, за рубежом напиток производят в промышленных масштабах. Так, например, Coca–Cola недавно приобрела австралийское производство комбучи MOJO. По словам Дарьи Репиной, соосновательницы Kombucha Hill, волна интереса к комбуче пришла в Россию из США. "Это натуральный продукт, который можно бутилировать, в основном он представлен в экомагазинах, но с недавних пор попал и в крупные сети", — говорит она. По данным агентства Smartfetch, в России объем продаж комбучи составил около $14,25 млн в 2016 году.