Первая четверть прошлого века, а именно 1923 год, стала моментом зарождения всей отечественной гражданской авиации.
После долгих лет монополизма в период СССР сегодня у "Аэрофлота" на внутреннем рынке множество конкурентов. Тем не менее их число периодически меняется, и некоторые компании уходят с рынка авиаперевозок безвозвратно. Кого–то подкосил кризис в конце 1990–х годов, кто–то не пережил турбулентность 2008–2009 годов, а из–за очередных колебаний на рынке последние пару лет эксперты не исключают, что следующие юбилеи национальный перевозчик и вовсе может встретить в гордом одиночестве.
Взлетная полоса
О бизнесе в нынешнем понимании в далекие 1920–е годы речи не шло. И хотя общество "Добролет" — Российское общество добровольного воздушного флота — называлось коммерческим, задачей его было создание в стране гражданской авиации для нужд народного хозяйства. Именно на основе этой организации появился сначала советский "Аэрофлот", а потом и российский, уже в виде публичного акционерного общества. История "Аэрофлота" в большей части представляет собой хронологию развития всей отечественной гражданской авиации. По крайней мере до 1990–х годов. С "Аэрофлотом" открылась первая в стране пассажирская линия Москва — Нижний Новгород протяженностью 420 км. Тогда такой полет занимал целых 4 часа и проходил только днем и над железной дорогой, чтобы пилот не сбился с пути. Сейчас на преодоление этого пути требуется час.
Все эти годы воздушное сообщение Советского Союза развивалось и открывало новые горизонты — проходили испытания воздушных судов, открывались новые и новые как внутренние, так и международные рейсы. Отечественная гражданская авиация сильно шагнула вперед после войны, когда в работе интенсивно начала применяться реактивная техника, перевернувшая отрасль авиации во всем мире. Наравне с этим развивалась и инфраструктура. В 1960 году был открыт аэропорт Шереметьево, главным назначением которого стало обслуживание международных полетов. Аэропорт и по сей день остается базовым для "Аэрофлота", через него проходят все основные международные рейсы авиакомпании. В 1980–е годы "Аэрофлот", осуществляя пассажирские перевозки на все континенты, перевозил свыше 120 млн пассажиров в год. Это достижение, до сих пор не превзойденное ни одной авиакомпанией, занесено в Книгу рекордов Гиннесса.
Новая жизнь
После распада СССР в бывших союзных республиках и регионах России начали активно появляться отдельные авиакомпании. Советский единый оператор распался на десятки организаций. Сегодняшний "Аэрофлот" стал правопреемником международного перевозчика бывшего Советского Союза — компания была зарегистрирована в качестве открытого акционерного общества, сохранив за собой юридические права на торговую марку. Сейчас "Аэрофлотом" на 51,17% владеет государство через Росимущество.
С изменениями в экономике страны, структуре компании происходили перемены и в направлении технических инфраструктурных вопросов. В конце 1990–х — начале 2000–х открытый рынок, проблемы экономичности при возможности приобретения воздушных судов в лизинг подтолкнули "Аэрофлот" и другие авиакомпании использовать технику зарубежных производителей, что значительно изменило лицо российской гражданской авиации. Основная часть флота в стране представлена техникой Airbus и Boeing. Чтобы охватить большую долю рынка, "Аэрофлот" начал работу новых подразделений. Среди них в первую очередь авиакомпания "Россия", преемник авиапредприятия "Пулково", которая перешла в 2011 году под контроль "Аэрофлота". В октябре 2014 года "Аэрофлот" объявил о запуске нового бюджетного перевозчика — компании "Победа".
"Появление "Победы", "России" было грамотным брендовым решением, которое позволило компании выйти в разные сегменты", — отметил эксперт в сфере авиационного права и экономики Сергей Детенышев. По его словам, сегодня "Аэрофлот" воспринимается как премиальный бренд, и выход в более бюджетный сегмент под своим именем мог бы нанести существенный удар по репутации компании. В сумме с дочерними компаниями "Аэрофлот" является мажоритарным игроком на рынке авиационных перевозок в России. Ежегодно компания обслуживает около 50 млн пассажиров.
Пора преодоления
В целом в гражданской авиации процент занятости пассажирских кресел увеличивается. Средний рост показателя среди отечественных авиакомпаний составляет 0,6%. При этом успешными финансовыми показателями сегодня могут похвастаться далеко не все игроки, отмечают аналитики.
В этом году существенный удар по бюджету авиакомпаний нанесла возросшая стоимость авиакеросина. По разным оценкам, доля топлива в расходах перевозчиков составляет 25–30%, и динамика цен серьезно бьет по бюджетам авиакомпаний. В начале сентября представители "Аэрофлота" констатировали кризис в отрасли по этой причине. В связи с этим авиакомпании необходимо заморозить ряд программ развития. Кроме того, к такому положению в сфере авиаперевозок приводят и другие причины, уверены эксперты. "С авиакомпаний до сих пор взимается НДС, который не взимается с гражданской авиации нигде в мире, практически не регулируются тарифы естественных монополий, и все это происходит на фоне беспрерывной конкурентной борьбы, которая не позволяет авиакомпаниям устанавливать экономически обоснованные тарифы", — объяснил глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак.
Вопрос обнуления налога на рейсы, следующие в обход Москвы (для развития межрегионального сообщения), в этом году обсуждается интенсивно. Соответствующий законопроект должен быть внесен в Думу в этом году. Каков окажется эффект от данной меры, оценивают на рынке по–разному. До тех пор российской гражданской авиации приходится переживать трудности, и вопросы, чем закончится очередная волна кризиса и кто доживет до юбилея из перевозчиков, становятся не риторическими.