Петербургское АО "Электротяга", выпускающее военные аккумуляторы, займется их переработкой. На техническое перевооружение производства предприятие потратит до 1 млрд рублей.
Основной профиль АО "Электротяга", входящего в АО "Концерн МПО–Гидроприбор", — производство аварийно–резервных и циклируемых аккумуляторов для подводных лодок ВМФ России. По словам источника на предприятии, "Электротяга" завершает техническое перевооружение одного из цехов и вскоре начнет осваивать новую для себя технологию рециклинга.
На предприятии будут принимать отработанные аккумуляторы собственного производства и разделывать их, чтобы получать свинец и пластик. "До этого вся наша продукция была невозвратна, потребитель сам решал, что делать с отработанными аккумуляторами", — рассказывает источник на "Электротяге". При этом он добавляет: на предприятии не исключают, что будут перерабатывать свинцовые аккумуляторы и других производителей.
Свинец, полученный в результате рециклинга, будет использован при создании новых изделий. В год "Электротяга" на открытых торгах закупает несколько сотен тонн этого металла: в 2018–м, судя по данным открытых источников, стоимость заказов составила более 280 млн рублей. Однако, по словам представителя завода, использование свинца, полученного после переработки, может и не привести к снижению стоимости аккумуляторов, собранных с применением вторсырья. При этом у нового цеха будет и второе назначение, рассказывать о котором журналистам представители военного завода отказались.
Также, ссылаясь на закрытость программы, на предприятии не раскрывают подробности технического перевооружения и не называют суммы инвестиций в проект. Тем не менее масштабы работ можно оценить исходя из открытых источников и тендеров, размещаемых "Электротягой". Так, судя по данным сайта госзакупок, переоборудованием цеха для переработки аккумуляторов предприятие начало заниматься еще в 2015 году и за все это время на техническое перевооружение было потрачено более 700 млн рублей. С учетом еще планируемых работ общая стоимость программы может достичь величины 1 млрд рублей.
Примечательно, что рециклинг аккумуляторов будет относиться к мирной части производства на заводе, и "Электротяга" окажется одним из петербургских военных предприятий, которое в скором времени сможет отчитаться о росте выпуска гражданской продукции.
О попытках увеличить конверсию на предприятиях оборонно–промышленного комплекса (ОПК) говорится уже не первый год. А в начале 2018 года президент Владимир Путин поставил амбициозную задачу — нарастить долю гражданской продукции в ОПК до 50% к 2030 году.
Некоторые военные предприятия, как и "Электротяга", за несколько лет до этого уже начали готовиться к переходу на мирные рельсы.
Так, например, ЦНИИ "Электроприбор", выпускающий навигационные системы для подводных лодок, уже в этом году, по словам генерального директора компании Владимира Пешехонова, полностью запустило производство изделий для нефтегазовой отрасли.
Осваивать новое для себя направление предприятие начало еще в 2015 году. На создание производства было потрачено 1,2 млрд рублей, эту сумму составили целевой заем Фонда развития промышленности в размере 350 млн рублей, собственные средства предприятия и деньги от Минпромторга.