Как вернуть грузы и заработать миллиарды: российским грузовладельцам выгоднее работать с Прибалтикой

 

Последние годы российские грузы все активнее пытаются перевести на отечественные порты. Как показала практика, наливные и насыпные грузы вытащить из прибалтийских портов оказывается проще всего. При этом руководитель порта Риги оценил, что примерно 70% их контейнерного потока — транзит на Россию. Это говорит о том, что такие грузы мы до сих пор не можем переманить к себе, и это огромный потенциал, который мы пока реализовать неспособны.
Почему для нас так важны именно контейнеры? Потому что это товары с большей добавленной стоимостью, они интересны и с точки зрения налогов, и с точки зрения дополнительных услуг. Чтобы привлечь контейнеры к себе, необходимо понимать, по каким причинам они до сих пор остаются в Прибалтике и каковы наши проблемные места, над которыми нужно работать.
Основной фактор, который не дает нам выиграть в этой борьбе, — финансовая составляющая. Тарифы портов Латвии, Литвы, Эстонии ниже, сроки бесплатного хранения больше. При этом очевидна для всех разница в самой логистике. Что касается условий работы, грузовладельцам у соседей комфортнее, так как система работы таможни там понятна и предсказуема. Например, досмотров у них производится минимальное количество.
Российская таможня, в свою очередь, может предложить клиентам проблемную систему управления рисками, которая до сих пор настолько несовершенна, что часто в партиях из 100 контейнеров досматриваются 40. И это осуществляется в отношении опытных и добросовестных участников внешнеэкономической деятельности. И конечно, все это проводится за их же счет.
Также сложностей добавляет позиция других участников рынка. Стивидорным компаниям удобно, по понятным причинам, работать с морскими линиями через агентов, а линиям комфортно выставлять счета за производимые ими операции и свои агентские ставки в валюте. Все это, естественно, ведет к удорожанию и непредсказуемости логистического потока. Кроме того, ряд морских линий просто не готовы идти навстречу партнерам в России. Это нередко приводит к нарушениям, а все наши обращения касательно этих вопросов ни к чему не приводят.
Решение проблемы с переводом грузов из Прибалтики в Россию — вопрос, конечно, не только бизнеса, для которого приток груза — это возможность получить дополнительную прибыль. Например, государство через Федеральную таможенную службу заинтересовано в дополнительных поступлениях в бюджет, и тот приток средств, который можем получить, не сравнится с теми крохами, которые Россия получает в рамках ЕАЭС.
Для субъектов Федерации, в нашем случае для Петербурга, появление большего числа грузов означает появление новых рабочих мест, и эта цепочка потянется и дальше. Но, чтобы претворить все эти мечты в реальность, нужно провести ряд мер, среди которых в первую очередь — налоговые вопросы, возможность маркировки алкогольной продукции на складах и многое другое.
Роман Козлов, директор НП "Гильдия профессиональных участников внешнеэкономической деятельности "Гермес"