В Уголовный кодекс внесены поправки, которые вводят уголовную ответственность за отказ в приеме на работу или увольнение сотрудников предпенсионного возраста.
Опрошенные "ДП" юристы уверены — новелла не будет работать, ведь у работодателей всегда есть возможности уволить таких сотрудников по другим основаниям, а единичные случаи наказания компаний будут показательными в контексте повышения пенсионного возраста.
Сейчас в УК есть схожая статья, которая устанавливает санкции за необоснованное увольнение беременных женщин, а также женщин с детьми до 3 лет. В 2017 году по этой статье по стране всего два работодателя получили наказания в виде штрафа и обязательных работ. "Поскольку составы преступлений по своей сути и возможностям их выявления и подтверждения однородны, то и практика их применения будет в значительной степени единой. Можно предположить, что по аналогии практика привлечения к ответственности за дискриминацию лиц предпенсионного возраста будет редкой", — считает руководитель практики трудового права АБ "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Анна Иванова.
"В любом случае, ни один работодатель не уволит работника со ссылкой на дискриминационное основание — всегда можно уволить по сокращению штата. В случае с лицом предпенсионного возраста это можно сделать почти всегда, так как они не обладают иммунитетом от увольнения, как лица с
семейными обязанностями (беременные женщины, матери детей до 3 лет, одинокие матери детей до 14 лет). Гораздо более эффективной мерой было бы установление лицам предпенсионного возраста таких же гарантий от увольнения", — добавила она.
Старший юрист Legal Studio Михаил Герман также отметил, что новелла, которая призвана защитить права граждан предпенсионного возраста, будет неэффективной. "Учитывая специфику трудового права, формальное исключение названного мотива из состава оснований к увольнению или отказу в приеме на работу сделает невозможным применение этой новеллы на практике. Отказ в приеме на работу может вообще не появиться в природе, поскольку сейчас большинство работодателей ищут сотрудников через предварительный отбор резюме. Резюме людей предпенсионного возраста просто не будут допускать к рассмотрению, что исключает возможность требования предоставления мотивов для отказа в приеме на работу", — пояснил он.
"Если говорить об увольнении, то не является секретом, что вынудить работника уволиться по собственному желанию или уволить по инициативе работодателя не составляет труда. Тем более что последствия за нарушение порядка увольнения диспозиция новеллы не охватывает. Таким образом, введенная норма будет формализованным требованием закона, применение которой будет носить единичные "показательные" случаи", — сказал Михаил Герман.
По мнению юриста Афины Лесниченко, поправки в УК могут ухудшить ситуацию для людей предпенсионного возраста. "Эти изменения могут создать обратную ситуацию — участятся отказы в принятии на работу и увольнения за небольшой срок до достижения предпенсионного возраста, так как работодатель, опасаясь уголовной ответственности, будет избегать трудовых отношений с такими работниками", — пояснила она. "Поскольку федеральный законодатель прямо указал в ст. 144.1 УК на такой субъективный признак, как мотив деяния, то при его отсутствии исключается возможность наступления уголовной ответственности по этой статье. Возникают неопределенности и сложности в механизме доказывания причины отказа в приеме на работу или увольнения. В настоящее время у работодателя нет обязанности письменно сообщать работнику причину отказа, только по требованию соискателя, но даже в этом случае работодатель имеет возможность указать в ответе любую информацию о причинах", — добавила она.