В Петербурге развивается акция My cup, please. Более 60 кафе наливают напитки (в основном кофе) навынос в многоразовые кружки посетителей. Цель — экономия одноразовых стаканов, которые мгновенно отправляются в мусор, но не разлагаются, поскольку изнутри обработаны пластиком. Большинство заведений–участников дает покупателям скидки — от 10 рублей до 20% стоимости напитка — где–то за приверженность идее, где–то за пользование брендированной кружкой кафе.
Организаторы акции говорят, что некоторые точки питания отказывают посетителям в пользовании личными кружками, ссылаясь на СанПиН. На самом деле в СанПиН для заведений общепита (2.3.6.1079–01) нет прямого запрета на розлив в тару гостя. Есть и кафе, которые не вошли в проект, но фактически так и работают.
Два по сто в свою посуду
Организатор проекта Варвара Яровая рассказала "ДП", что начавшаяся в 2017 году в Петербурге акция включает теперь уже 20 городов (Иркутск, Пермь, Новосибирск, Казань, Москва, Петрозаводск, Нижний Новгород, Челябинск, Уфа и другие). 60% подключений происходит по инициативе заведений. Основная причина — желание заведения сократить свой "вклад" в загрязнение окружающей среды. "Как бы кто ни говорил, что бизнес — отражение общества, на наш взгляд, у бизнеса есть неоспоримая роль катализатора положительных изменений", — уверена она.
Говорить о динамике числа клиентов можно будет примерно через год. "Слишком мало времени прошло, и мало потребителей знакомы с экологическими проблемами современности: пластиковым загрязнением и губительной моделью одноразового потребления. Основной профит сейчас — просветительский", — поясняет Яровая. "Любая многоразовая вещь априори лучше одноразовой и более экологична", — считает она.
Прирост продаж термокружек в денежном отношении в первые 6 месяцев 2018 года по сравнению с аналогичным периодом 2017–го отмечают в магазине Ozon. На российском рынке в целом показатель колеблется от 79 до 149% в разные месяцы первого полугодия. В Петербурге динамика продаж в сегменте колеблется от плюс 72% в январе до плюс 182% в июне — по сравнению с теми же месяцами в 2017 году. Максимальный в первом полугодии прирост отметили в феврале, когда он достиг 198%.
В интернет–магазине ZEERO рассказали, что в последнее время увеличивается спрос на непластиковые бутылки и кружки. При этом покупатели скорее не на цену ориентируются (она может сильно отличаться от бренда к бренду), а вообще не доверяют пластику.
Вы экономите, мы экономим, все довольны
"ДП" опросил участников акции. Их истории сходны: в проекте несколько месяцев, посетителей со своими кружками немного — от одного человека до 10% от общего числа. В кофейне Tucano Coffee акцию воспринимают скорее как "имиджевую штуку, которая показывает открытость к разным инициативам и поддержке окружающей природы". В "Лаборатории сладостей Slasty Store" увлеченным экологией посетителям не требуются разъяснения — все понятно по информационному стенду. В микрокофейне Zapravka сотрудники активно информируют покупателей через SMM, флаеры и плакаты. В выборгской кофейне CUP полагают, что "посетителям может мешать стеснительность, но количество участников медленно, но верно увеличивается".
В вегетарианском кафе "Рада & К" и до проекта упаковывали любой продукт в многоразовые чашки и контейнеры, а сейчас делают скидку на кофе, но планируют распространить ее на все меню. "Концепция понятная: мы экономим, вы экономите, вместе мы делаем город чище", — поясняют там.
Всегда есть место для стакана
Анна Гаркуша, руководитель направления взаимодействия с органами власти экологической ассоциации "Раздельный сбор", считает, что "любое заведение, в котором есть свет и вода — а в кофейнях есть и то и другое, — не должно использовать одноразовую посуду". Хотя, конечно, "есть красивые элегантные девушки или мужчины в деловых костюмах, которые не могут себе позволить носить такую тяжесть или у них нет места для стакана. Здесь могут сработать залоговые многоразовые стаканы. Нужен креатив — может, с оглядкой на зарубежный опыт". Эколог подчеркивает, что важно помнить о цели — предотвращении образования одноразовых неперерабатываемых вещей. Эксперт отмечает, что кофейням это может быть и выгодно ("это фишки, а на фишки приходят люди"), и не слишком удобно одновременно: "Вырабатывается определенный алгоритм: вот стоят стаканы, налил — передал, а тут нужно взять емкость у покупателя. А вдруг она не влезет под кофеварку?"