Пожалуй, главная телепремьера октября — "Звоните Ди Каприо!" — сериальный дебют режиссера комедий "Горько!" и "Самый лучший день" Жоры Крыжовникова.
Первые три эпизода еще в конце сентября привели в восторг публику фестиваля "Движение", а жюри наградило картину за лучший сценарий и лучшую мужскую роль (дуэт Александра Петрова и Андрея Бурковского). "ДП" выяснил у режиссера, чего ждать в сериале далее и при чем тут вообще Ди Каприо.
Фраза "Звоните Ди Каприо" звучит в сериале всего один раз, не является основной и ничего не объясняет. Тем не менее она, конечно, круто работает как название. Ставят ли в таких случаях носителя фамилии в известность? Ди Каприо знает о сериале?
— Вряд ли. Мы ему не сообщали, да и закон не обязывает уведомлять носителей в таких случаях. Это, мягко сказать, не главный герой фильма — история совсем не про него.
Вместо него у вас Александр Петров, который за последнее время снялся в неприличном количестве фильмов. Учитывая, что это во многом пародия, правильно ли понимаю, что необходим был именно такой — немного надоевший всем актер?
— Прежде всего нужен был очень популярный артист, чтобы он сыграл очень популярного артиста; Саша, безусловно, таковым является. Он органичен в этой роли. Здесь есть своего рода игра, но "Звоните Ди Каприо!" — не пародия и даже не сатира. То есть в силу своего характера, видимо, я не могу снимать предельно серьезно, вообще без юмора, но у нас не было цели никого высмеять.
Ну фамилия Козловского звучит вполне определенно.
— Знаете, невозможно снять в России "кино о кино" и не упомянуть Козловского. Он сейчас звезда номер один. А это кино об индустрии. Мы хотели рассказать о том, как здесь снимают кино, рассказать правду о том, как это происходит, вплоть до того, кто и сколько получает.
Как вы относитесь к нашей киноиндустрии?
— Да не могу я к ней как–то однозначно относиться. Я в ней живу, с этими людьми работаю. Кого–то люблю, кого–то люблю меньше. Но так или иначе — это среда, в которой находишься, другой у нас нет.
Информация о том, что Жора Крыжовников снимет сериал, появилась 3 года назад. Он между тем выходит только сейчас. Почему?
— Это нормальный производственный срок. Первый год ушел на подготовку, на написание сценария. Дальше начались съемки, ну и наконец, замечу, сериал был готов еще весной, а время выхода выбрали продюсеры. Я их понимаю: закончен сезон отпусков, осень, начинает темнеть, холодать, люди спешат домой к телевизорам…
Вы всегда разграничивали то, что делаете для широкого и для малого экранов. И никогда не работали для телевидения под "основным" псевдонимом — Жора Крыжовников. А сейчас выходите под кинематографическим именем к телеаудитории.
— Я понимал разницу. Кинозритель более активный, он приходит на сеанс ногами, платит за билет. Телеаудитория — другая.
Это вам мешало?
— Наоборот, помогало. Теперь у меня появилась возможность говорить со зрителем в другом ритме. Сериал — возможность более подробной беседы. Все–таки восемь серий по 45 минут, это четыре полных метра, ну или три. Немыслимый хронометраж для кино. Я получил возможность проговорить темы, которые меня волновали.
У главного героя в сериале СПИД, или по крайней мере он так думает. ВИЧ — тема, на которую у нас не принято говорить, а шутить и подавно.
— Да, в сериале есть тема ВИЧ, но мы не шутим над ним, никогда не стал бы снимать "комедию про СПИД". Это трагедия, беда, с которой сталкивается главный герой, ничего веселого в этом нет.
Вы все время называете "Звоните Ди Каприо!" комедией. Но я бы сказал, что вообще это драматический сериал.
"Мы не шутим над ВИЧ". Почти как "мы не шутим над блокадой" — именно так Алексей Красовский отвечает на обвинения, направленные против его нового фильма "Праздник". Где та грань, над чем можно шутить, над чем нельзя?
— Сложный вопрос. Скажу так: есть шутки, которые уместны, когда ты с кем–то вдвоем, а есть те, с которыми можно выходить к зрителю. Кино — массовое искусство, не каждая тема подходит для такой большой аудитории. Каждый определяет это сам. Сейчас готов говорить только за себя, потому что не вникал, если честно, в ситуацию с Красовским. Одно могу сказать: существует достаточно тем, на которые я шутить не готов. В блокаде, конечно, ничего смешного не вижу.
Персона
Мастер" псевдонима Жора Крыжовников — настоящее имя Андрей Першин — режиссер, сценарист и продюсер, который стал известен широкой публике после выхода в прокат комедии "Горько!". Сегодня на его счету несколько полнометражек, в числе которых "Горько! 2", "Самый лучший день", "Елки новые". Выступал режиссером–постановщиком в телевизионных проектах, в частности "Большой разнице" на Первом канале в 2010–2012 годах, а также в третьем сезоне сериала "Кухня" на ТНТ (в титрах обозначен как Иван Тохтамыш). Обладатель премий "Золотой орел", "Ника", "Кинотавр".