И что стало с новыми долгами перед Россией
Как–то незаметно ликвидирован долг других стран перед СССР, который оценивался в начале 1990–х годов в $140 млрд. На сегодня от него осталось только $42 млрд. Но это уже скорее новый российский, а не старый советский долг.
Потому что в нулевые и особенно в десятые годы этого века Россия охотно раздавала кредиты: под закупки российского оружия (в интересах "дочки" чемезовского "Ростеха"), строительство атомных электростанций (в интересах кириенковского "Росатома"), Белоруссии (не слишком понятно, в чьих интересах), Украине (знаменитый "долг Януковича" $3 млрд, по которому мы судимся с Украиной в Лондоне).
Одной рукой Россия "прощала" долги другим странам, а другой — выдавала новые кредиты зачастую им же.
Конечно, значительная часть советского долга была невозвратной. Но это вовсе не значит, что ее надо прощать. Зачем? Вот Ленин отказался платить по долгам царской России. 80 лет этот долг считался безвозвратным. А в конце 1990–х новая Россия взяла да и вернула этот долг. А зачем же наши власти спешат все простить? Никакого реестра, по крайней мере публичного — сколько нам должны другие страны, — Минфин по совершенно необъяснимым причинам не ведет. Судить о том, что происходит, мы можем по статистике Центробанка, который вынужден учитывать эти суммы в своих расчетах по международной инвестиционной позиции страны (см. график). Но это дает нам только общую сумму. Разбивки по странам, времени возникновения долгов и другой информации в открытом доступе нет.
По суммированию сообщений в СМИ, собранных в Википедии, можно сделать вывод, что с 1996 года Россия списала более $100 млрд 23 странам мира. Встречаются оценки, что сумма эта достигла $140 млрд. А сам Минфин? Хранит эту информацию хотя бы под грифом "ДСП"? Или "секретно"?
И почему ее надо секретить? Это же полный абсурд. Как можно держать в тайне межгосударственные договоры? Какие–нибудь никарагуанцы могут знать, сколько они должны России, а россияне — нет?
Естественно, секретность рождает множество предположений о том, что все эти "прощения" долгов происходят не просто так, а с откатами. Стране прощают $10 млрд долга, при этом полмиллиарда "живых" денег уходит гулять по счетам каких–нибудь странных контор и оказывается в конце концов в офшорах… Конечно, никаких доказательств ни у кого не остается.
Но иначе — какой смысл?
Другая проблема заключается в том, насколько целесообразна и полезна для страны раздача новых кредитов. Мы постоянно оказываемся в какой–то дурацкой ситуации.
То Украина говорит о политическом характере "долга Януковича", отказываясь платить, и мы годами судимся.
То Беларусь заявляет, что ей платить нечем и ты, Россия, рефинансируй мне долги. И мы даем ей новые кредиты на замещение старых — типичная финансовая пирамида.
То Венесуэла в кризисе, и мы реструктурируем ей долги на десяток лет.
А с остальными, "коммерческими" заимствованиями (в интересах наших госкомпаний) — вовсе беда. По данным Счетной палаты РФ, просрочка по долгу на 1 января 2018 года составила $13 млрд и доросла до размера трети всех обязательств.
Треть! Такое впечатление, что Россия — какая–то благотворительная контора по раздаче денег и матценностей… И возглавляют ее полные лохи.
Управление долгами перед Россией следует признать совершенно неудовлетворительным. И установить наконец общественный контроль за этой сферой. Ведь речь идет о десятках миллиардов долларов, принадлежащих всем россиянам. И очень им нужных.