Роскомнадзор по решению суда блокирует в соцсетях группы возмущенных дольщиков. А столичные адвокаты выигрывают у застройщиков миллионные штрафы за задержку строительства.
Недавно Фрунзенский районный суд удовлетворил иск Александра Некрасова и Александра Рассудова в отношении групп "ВКонтакте" "Размышления о "Лидер Групп" и "Лидер Групп" и отзывы недовольных дольщиков" и в Facebook "Обманутые дольщики строительной пирамиды".
Истцы ссылаются на то, что информация, содержащаяся на этих ресурсах, признана нарушающей законодательство РФ в области защиты персональных данных.
Решение суда еще можно оспорить, но если это не произойдет, то случай "Лидер Групп" станет первым подобным делом в истории противостояния дольщиков и застройщиков.
Дольщики, в свою очередь, также могут похвастаться рядом побед. Так, общественное движение "Бездомный Дольщик" за несколько месяцев добилось рассмотрения дел дольщиков компаний "ЛенСпецСтрой" и "О2 Девелопмент" у председателя СК РФ Александра Бастрыкина. Их дела взяты под личный контроль.
В то же время, по данным застройщиков, растет доля потребительского экстремизма на рынке недвижимости. Так, дольщики через суд стараются обложить застройщиков максимальными штрафами и вполне отбивают стоимость квартиры. На рынке юридических услуг даже образовалась отдельная специализация.
По данным Eдиного реестра застройщиков, если в 2016 году почти 60% жилищных строек по стране сдавались вовремя, то в первой половине 2018 года лишь 25% были завершены без нарушений сроков.
Алексей Бушуев, директор по продажам Seven Suns Development, полагает, что с потребительским экстремизмом в наше время сталкивалась практически каждая строительная компания: "Потери от этого явления могут быть от незначительных, с минимальными денежными выплатами, до катастрофических, что может повлечь за собой приостановку строительства или даже банкротство компании. Одна из причин столь стремительного развития — общественные организации, ради собственной выгоды агитирующие дольщиков подавать иски в суд, и соцсети, в которых ведется целенаправленная борьба с застройщиком и звучат призывы "юристов", гарантирующих 100%–ный результат и высокие дивиденды".
Опыт показывает, что большинство претензий по срокам передачи квартир можно решить в досудебном порядке.
Если же проблемы застройщика не имеют отношения к строительству (например, невыполнение обязательств энергоснабжающих организаций), то необходимо заранее предупредить об этом. 75–80% собственников поймут истинные причины, еще с какой–то частью можно будет договориться индивидуально.
Сопредседатель оргкомитета конкурса "Доверие потребителя" Олег Островский считает, что, не оценив причины и последствия возникших у застройщика трудностей, дольщики заваливают исками строительные компании, создавая серьезные проблемы в завершении строительства. И дольщик далеко не всегда может рассчитывать не только на получение денежных средств, но и на завершение строительства дома.
Алексей Люкшин, адвокат Центрального филиала ННО "Ленинградская областная коллегия адвокатов", выступает против термина "потребительский экстремизм". "Дольщики обращаются в суд в подавляющем большинстве случаев только тогда, когда их права нарушены, а застройщики не в полной мере используют возможности мирного урегулирования споров", — заявил он в рамках бизнес–завтрака "Потребительский экстремизм в долевом строительстве — миф или реальность?".
"Конечно, дольщик не обязан входить в ситуацию застройщика, ему нет дела до наших проблем. Но, к сожалению, ситуация с потребительским экстремизмом стоит весьма остро. Некоторые дольщики при поддержке юристов делают на этом настоящий бизнес, пытаясь получить в качестве неустойки цену двух квартир", — сетует Надежда Калашникова, директор по развитию компании "Л1".
"Основной способ борьбы с потребительским экстремизмом — своевременное и качественное выполнение своих обязательств", — резюмирует Роман Мирошников, исполнительный директор СК "Ойкумена".