09:3113 ноября 201809:31
642просмотров
09:3113 ноября 2018
Постепенный переход на электронные процедуры как в государственных, так и в корпоративных закупках, цифровизация контрактной системы в России, при которой автоматизируется большая часть процессов закупки и переводятся в электронную форму документы, — самые главные события 2018 года.
Преимущества электронных процедур очевидны: оперативность принятия организационно–управленческих решений как заказчиками, так и участниками закупки, технологическая простота и стимулирование конкурентных начал. А главное — нивелируется риск субъективного принятия решений со стороны заказчика, который нередко возникал при проведении бумажных процедур.
Еще одна важная новация этого года — упрощение входа на закупочную процедуру, поскольку с 1 июля 2018 года заказчики обязаны устанавливать обеспечение заявки на участие в электронных процедурах с начальной максимальной ценой контрактов (НМЦК) только от 1 млн рублей.
После вступления в силу этой законодательной инициативы и эксперты, и заказчики обсуждали вероятность спекуляции таким положением дел со стороны недобросовестных поставщиков. Но, на мой взгляд, такой подход обеспечивает снижение финансовой нагрузки на бизнес и расширяет возможности участия в государственных закупках, особенно это касается представителей малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
К тому же те заказчики, кто опасается демпинга, могут воспользоваться своим правом и установить обеспечение заявки на участие в закупочных процедурах при любой НМЦК.
Однако помимо положительных нововведений в законодательство остаются и нерешенные вопросы. Проблемной зоной контрактной системы с точки зрения участия бизнеса в закупках по–прежнему является специфика планирования госзаказа, связанная с необходимостью встраивания в закупочный процесс процесса бюджетного. Не в полной мере решены вопросы некорректного определения заказчиком начальных максимальных цен.
Причем не столько с точки зрения нарушения законодательных требований, сколько с точки зрения экономической целесообразности. Ведь, чтобы закрепить и обосновать бюджетные ассигнования и составить бюджетные сметы, заказчики начинают планировать закупки и формировать НМЦК как минимум за полгода до утверждения плановых документов и проведения закупочных процедур.
Поэтому не всегда удается точно попасть в ценовую ситуацию "на перспективу": цены, которые учитываются в планах заказов, зачастую оказываются намного меньше, особенно с учетом инфляционных рисков или изменений правил игры на государственном уровне — как в случае с повышением с 1 января 2019 года НДС с 18 до 20%.
Особенно остро бизнес ощущает это при исполнении годовых или переходящих контрактов в условиях неожиданного скачка цен, например, на сырье, ГСМ и прочее.
Анна Кузьмина, преподаватель–эксперт
СПбГУ
в области государственных и муниципальных закупок