Комитет по транспорту насчитал 108 млн рублей неустойки за срыв поставки инновационных троллейбусов в Петербург. Компания из Энгельса "Тролза Маркет", с которой был заключен контракт на 2 млрд рублей, не согласилась с чиновниками и снизила сумму претензий через суд. Несмотря на спор с чиновниками, структуры завода с берегов Волги продолжают претендовать на новые тендеры Смольного.
Машиностроительная компания ООО "Тролза Маркет" из города Энгельс в Саратовской области взыскала с петербургского комитета по транспорту 76,5 млн рублей. На такую сумму Смольный завысил неустойку, выставленную предприятию за задержку поставки инновационных троллейбусов с увеличенным автономным ходом, следует из решения Арбитражного суда Петербурга и Ленинградской области.
Как выяснил "ДП", спор с чиновниками и задержки с выполнением контракта на 2 млрд рублей не помешали структурам завода с берегов Волги заявиться на очередной конкурс по приобретению низкопольного подвижного состава, объявленный ГУП "Горэлектротранс" в октябре.
"Безрогое" наследство
Поводом для судебного разбирательства между крупнейшим в России предприятием по производству троллейбусов и комитетом по транспорту стал госконтракт, заключенный в середине 2017 года еще при Георгии Полтавченко. В "Тролза Маркет" выиграли у АО "Автотехком" и ООО "Глобал Бас" конкурс на поставку 105 "безрогих" троллейбусов, способных передвигаться на большие расстояния без подключения к контактной сети. Позже в договор внесли изменения: количество троллейбусов увеличили до 115 единиц, а Смольный получил скидку на 30 транспортных средств, сэкономив 225 млн рублей.
Согласно условиям контракта, "Тролза Маркет" обязался поставить шесть троллейбусов до 1 августа 2017 года, еще 16 — в следующий месяц, основную часть из 89 единиц — до новогодних праздников, а оставшиеся четыре — к марту 2018 года. Петербург получил все троллейбусы, но график поставки был сорван. Из-за этих нарушений в транспортном блоке правительства города удержали сумму начисленной неустойки в размере 107,9 млн рублей.
В "Тролза Маркет" категорически отвергают расчеты чиновников Смольного. По мнению компании, максимальный размер пени должен был составить 31,4 млн рублей. Чтобы уладить спор, предприятие обратилось в суд. "Произведенный истцом расчет пени проверен судом, признан правильным, соответствующим условиям договора, а также фактическим обстоятельствам дела", — заключил арбитраж. Таким образом, суд признал факт завышенной неустойки и взыскал с комитета по транспорту 76,5 млн рублей.
По данным сайта госзакупок, до контракта на 2 млрд рублей комитет по транспорту заключал с ООО "Тролза Маркет" договоры на сумму около 1 млрд рублей. В октябре нынешнего года был объявлен очередной аукцион на поставку в Петербург 10 низкопольных электробусов с увеличенным автономным ходом стоимостью 205 млн рублей. В комплекте необходимо предоставить wi-fi-роутеры и модули USB для зарядных устройств. Заявки подали официальный дилер МАЗ из Москвы АО "Автотехком" и АО "Торговый дом "Тролза Маркет", у которого одинаковые телефоны и адрес с ООО "Тролза Маркет". Однако конкурс признали несостоявшимся, поскольку компания из Энгельса так и не направила свое предложение по цене.
Автономное отставание
Решение о целесообразности применения троллейбусов нового поколения в Петербурге было принято после опытной эксплуатации машин на дорогах Северной столицы. С 2014 года тестировались троллейбусы с увеличенным автономным ходом нескольких производителей: "Тролза", "Белкоммунмаш", "Транс-Альфа". Инновационная модель "Тролза" оказалась самой успешной и начала поступать в Петербург на регулярной основе. Аналогичные троллейбусы эксплуатировались также в Туле, Нальчике и Аргентине.
Развитие троллейбусного движения с использованием новых машин, как заявляли в Смольном, не требует строительства новой контактной сети и допускает ее постепенный демонтаж. Так, проект "Чистое небо" предполагает расчистку Невского проспекта от проводов.
Первые электробусы с динамической подзарядкой "Тролза" в декабря 2017 года вышли на маршрут №23 в Приморском районе. По статистике производителя, за 2 месяца машины перевезли порядка 0,5 млн пассажиров. В среднем пассажиропоток продленного маршрута в день составляет 10 тыс. пассажиров. Между тем в отчете комитета по транспорту за минувший год указано, что процесс замены подвижного состава общественного транспорта на инновационные машины нового поколения задерживается. Плановое значение индикатора было выполнено на 94,7%. Отклонение показателя связано с невыполнением графика поставок ООО "Тролза Маркет".
На фото: 12 декабря 2017 года в Приморском районе состоялся запуск первого в Петербурге маршрута электробусов с динамической зарядкой. На открытии присутствовали губернатор Георгий Полтавченко и вице-губернатор Игорь Албин.
На сайте производителя говорится, что в 2017 году на заводе собрали 270 единиц электрического общественного транспорта (143 электробуса с динамической подзарядкой и 127 троллейбусов). Поставки велись как в Россию (Петербург, Казань, Новороссийск, Ковров, Березники), так и за рубеж: Ош (Киргизия), Росарио (Аргентина).
"Тролза" также участвовала в реализации госпрограммы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности". Программу курирует Министерство промышленности и торговли России. В ее рамках компания поставила 81 машину в пять городов страны. По словам гендиректора предприятия Ивана Котвицкого, завод только в прошлом году вышел на крупносерийное производство электробусов с динамической подзарядкой.
"Всего их в 2017 году было произведено более 140 единиц. Планируем и в дальнейшем активно развивать это направление. Электробусы с динамической подзарядкой предоставляют возможность выйти на новый уровень развития общественного транспорта города с имеющейся троллейбусной инфраструктурой", — поделился планами руководитель компании.