В независимые АЗС пришли с проверками, которые инициировала "Роснефть". Как сообщает "Коммерсант", правительство начало проверки независимых заправок на предмет монополии в регионах и обяжет заморозить цены. Таким образом, независимые АЗС будут вынуждены подписать соглашение о стабилизации топливного рынка, которое крупные нефтекомпании заключили еще в мае.
До конца года ФАС вынесет решение о том, какие независимые заправки можно считать монополистами в своих регионах. "Поставлена задача ФАС и Минэнерго РФ проанализировать в региональном разрезе все сети независимых АЗС — а они занимают 62% рынка нефтепродуктов — на предмет монополизации", — цитирует издание вице-премьера Дмитрия Козака.
С 1 ноября вступил в силу договор о заморозке мелкооптовых цен, однако независимых АЗС он не коснулся. Обратила внимание на независимых участников рынка именно "Роснефть", которая заявила, что они не контролируют качество топлива и не несут никаких обязательств.
"Особое внимание обратим на тех, кто будет обеспечивать себе повышенную маржинальность по сравнению с параметрами, которые заданы решениями правительства РФ", — заявил Козак в понедельник. Однако в первую очередь речь идет об антимонопольном регулировании.
По данным издания, ФАС уже дала поручения территориальным ведомствам разработать механизм проверок автозаправок. В некоторых регионах процесс уже запущен - так, в Московской области ФАС направила 9 ноября письма таким поставщикам, как "Нефть Магистраль", "Ека", "Трасса", Astra и Shell, о предоставлении сведений о розничных ценах на топлива с 12 ноября и ежедневно информировать ведомство.
Эксперты уверены, что регулирование может привести к уходу независимых игроков. При этом в некоторых регионах поставкой топлива занимаются лишь они (по предварительным оценкам, независимые АЗС занимают 60% рынка) - например, в Крыму крупные сети заправок не работают.
"Проблема в том, что нефтяные компании все равно получают топливо дешевле, чем независимые участники рынка: в мелком опте, где цены как бы заморожены, товар теперь зачастую невозможно купить",— объяснил собеседник издания. По его словам, независимым АЗС приходится закупать топливо на бирже по предоплате и брать для этого кредиты, что неминуемо ведет к повышению цены.