Компания "Ростелеком" (РТК) запустила бета–версию нового онлайн–проекта для школьников "Лицей". Он ориентирован на подготовку учеников к выпускным экзаменам и поступлению в университет.
Виртуальная платформа
Фактически портал "Ростелекома" представляет собой маркетплейс сервисов дистанционного образования, среди которых — известные "Фоксфорд" и Skyeng.
"Мы зарабатываем на комиссии с разовых продаж, а также за счет абонентской платы на подписку, которая включает постоянное пользование сервисами и продуктами наших партнеров", — рассказывает директор офиса перспективных цифровых продуктов массового сегмента ПАО "Ростелеком" Кирилл Брылев. Немногим ранее на рынок образования для школьников вышли МТС с проектом Smart University.
"Но мы не стремимся создавать витрину разнообразных партнеров, а развиваем собственный сервис, стремясь накопить реальную экспертизу на этом рынке, предлагая качественное образование", — пояснили в компании, подчеркнув, что для них это скорее эксперимент, бизнес–модель которого может измениться.
Перспективный рынок
О конкретных планах по выручке и прибыли "Ростелеком" и МТС не сообщают, однако эти показатели примерно можно оценить. В Петербурге в 2018 году из школ выпустились 24,5 тыс. учеников. По грубым подсчетам, если бы каждый из них занимался хотя бы по одному предмету раз в неделю на протяжении учебного года, выручка приближалась бы к 1 млрд рублей.
В случае с РТК, который оказывает услуги посредника, доходы составят несколько процентов от этой суммы. Согласно результатам исследования "Нетология–Групп", доля онлайна на рынке дополнительного общего образования на начало 2017 года составляет 2,7%, или 3,5 млрд рублей.
Ожидается, что через 5 лет этот показатель вырастет до 10,1 млрд. Представители индустрии дистанционного образования уверены, что для телеком–операторов подобное расширение — вынужденная мера.
"Кажется, что операторы считают своим активом клиентскую базу, но главная интрига — есть ли у них реальные "точки касания". В личный кабинет никто не ходит, sms и прочие рассылки толком не работают, — поделился мыслями директор по бизнес–развитию Skyeng Александр Ларьяновский, который в прошлом был директором по маркетингу новосибирского "Новотелекома". — И если этот трафик все же можно "наливать" в новые проекты, то перед ними встает вопрос: идти в низкомаржинальные бизнесы типа образования или искать высокорентабельные ниши?"
В начале пути
Переход игроков из других отраслей в сегмент дистанционного образования кажется логичным: эксперты прогнозируют скорый рост этого бизнеса, а на рынке ощутимо чувствуется непокрытый спрос.
"В ближайшие годы школьное образование ждет цифровая трансформация: изменится классно–урочная система, процесс обучения переместится в цифровую среду. Например, контрольные и домашние задания будут выполняться на IT–платформе, а проверка будет осуществляться автоматически", — полагает основатель онлайн–школы "Фоксфорд" Алексей Половинкин.