Бориса Заходера знают все, хотя многие об этом даже не догадываются. Винни Пух, Мэри Поппинс, Питер Пэн знакомы нам с младых ногтей именно в его переводах. То есть не в переводах, а в пересказах — именно так называл Заходер свои книги. Вопреки филологам, ратующим за максимальную точность в передаче оригинала, он писал для детей без академической дотошности, так чтобы книга была занимательна и самобытна. Заходер был в первую очередь писателем. Дети всегда обожали его пересказы и продолжают читать их с упоением в наши дни. Главные вещи Заходера десятилетиями переиздаются фантастическими тиражами. Родители же, пусть чаще всего не зная имени переводчика, молятся на эти книги, обладающие магической силой отвлекать детей от буйного веселья и даже укладывать их спать. "До пятницы я абсолютно свободен", "А разве еще что–то осталось?" и другие хитовые цитаты из Заходера вошли в обиход еще в восьмидесятые. Так что выставка "Заходи к Заходеру" в Музее Достоевского, приуроченная к столетию писателя, — событие для нас всех.
Это образцовый экспозиционный проект, какие в этом музее уже бывали. Вспоминается и изящная инсталляция, познакомившая нас с собранием будущего Музея Даниила Хармса, и выставка классика московского концептуализма Виктора Пивоварова. Заходер, кстати, показан здесь не только как переводчик детских произведений. Тут представлены его "взрослые" стихи из сборника "Почти посмертное". Также не забыты и переводы Гете, над которыми писатель работал всю жизнь. О Заходере рассказано живо и занимательно, что редкость для русских музеев, тем более для литературных музеев, где с советских времен воцарилась безмятежность.
Музей на Кузнечном с момента своего появления был проектом нетривиальным и спорным. Еще полвека назад Достоевский был полузапрещенным автором, во что сегодня сложно поверить. В этих стенах помнят о недавних страстях, кипевших вокруг "Бесов" и "Дневника писателя". Сейчас в Петербурге бурно обсуждают проект нового здания музея неподалеку от Кузнечного рынка. Споры в самом разгаре.
Что из всего этого выйдет, пока совсем не ясно. Но очевидно одно — Музей Достоевского не даст нам заскучать.