Как говорят представители стройиндустрии, "одалживать" стало модно любую интеллектуальную собственность — планировки, рекламные идеи и слоганы, а бывает, и целые кампании. Некоторые реагируют на это нервно, выдвигая обвинения в нечестной борьбе, другие — сдержанно, считая, что, "когда ты лидер, у тебя всегда крадут".
Когда суд не дело
Так, на прошлой неделе представители компании "Легенда" растиражировали в публичном пространстве обвинения в адрес одной из компаний–конкурентов, которая — по версии "Легенды" — использовала–де в своей рекламной кампании их словосочетание "Smart квартиры" и макет. "Вместо того чтобы действительно работать над качеством продукта, они тупо копируют идеи и позиционирование… Вроде нужно радоваться, что нас… повторяют, но, с другой стороны, это непрофессионально и непорядочно — как будто своих мыслей нет вообще. На одном рынке все–таки работаем…" — написала на своей странице в Facebook PR–директор "Легенды" Оксана Игнатова.
Впрочем, в судебные перспективы привлечения конкурентов за плагиат в компании не верят. И не зря. Два года назад "Легенда" уже пыталась в суде отстоять свое интеллектуальное право на зарегистрированный товарный знак "SMART–квартира", но безуспешно. Сначала Арбитражный суд Карелии, а после него и 13–й Арбитражный апелляционный суд отказались это требование удовлетворить. Суд указал на то, что имеющийся в товарном знаке словесный элемент "SMART–квартира" не подлежит правовой охране, поскольку состоит из общеупотребительных слов (защищено интеллектуальным правом только графическое изображение товарного знака). "Использование этого обозначения другим девелопером не может привести к смешению товаров и услуг среди потребителей", — говорилось в материалах суда.
Не жить друг без друга
Это не единственный случай. Так, компания "Главстрой–СПб" судилась с ООО "Холдинговая компания "Бизнесинвестгрупп" из Уфы, которая зарегистрировала в Роспатенте товарный знак "Панорама" и запретила "Главстрою–СПб" применять сходный с ним товарный знак "Панорама 360" в рекламе квартир в квартале на Шкапина — Розенштейна в Адмиралтейском районе Петербурга.
"Ленстройтрест" спорил с коллегами из "СПб Реновации", посчитав, что конкуренты заимствовали слоган "Живи!". Впрочем, в дальнейшем компании сняли претензии друг к другу. В заимствовании подозревали и упомянутую "Легенду", которая, по мнению некоторых московских экспертов, взяла свой слоган про Intelligent Development у компании "Галс".
"Нам приходилось сталкиваться с "заимствованием". Касалось это как квартир, так и рекламных кампаний. Например, одно из агентств недвижимости активно продвигало планировки нашего жилого комплекса. Рекламируя наиболее интересные варианты, они обманом заманивали покупателей на сайт, не имея разрешения на продажу квартир от Seven Suns Development. Имело место быть и заимствование слоганов, их особенностей. За довольно короткий период реклама кварталов "Светлый мир" стала легкоузнаваемой, чем и воспользовались другие компании. Причем замечены в этом были в том числе довольно крупные застройщики города", — утверждает Алексей Бушуев, директор по продажам Seven Suns Development.
Кому не жалко
Впрочем, не все застройщики нервно реагируют на попытки плагиата. "ГК "Пионер" стояла у истоков рынка апарт–отелей в Петербурге. Уже несколько лет на нас ориентируются другие его игроки, и — да, в том числе копируют: как наши планировки и дизайн–проекты, так и тексты, рекламные кампании, PR–публикации. Мы не боролись, потому что, во–первых, не видим в этом смысла, во–вторых — если копируют, значит, мы впереди. Просто каждый раз разрабатываем новые идеи, концепции и прежде всего развиваем свой продукт", — говорит Ян Фельдман, директор по маркетингу ГК "Пионер", направление "Санкт–Петербург".
"Строительные компании ведут деятельность в открытом информационном поле, поэтому все игроки рынка тем или иным способом видят все разработки, а следовательно, никто не застрахован от появления своих разработанных планировочных решений у конкурента. То же можно говорить о рекламных кампаниях, они на 100% на виду у всех", — говорит Владимир Антонов, заместитель генерального директора "MASTER Девелопмент".
"Мы одни из первых стали оснащать входные группы своих домов туалетами и местами для мытья лап домашних животных. Эту инициативу перехватили у нас несколько застройщиков. Но все в плюс рынку — вместе делаем дома комфортнее, а среду проживания — качественнее. И ничего плохого в этом нет", — говорит Роман Мирошников, исполнительный директор СК "Ойкумена".
Копировать рекламные кампании бессмысленно, полагает Евгений Чемодуров, генеральный директор РА "Логика".
"Все верят в свой особый путь и действуют в пределах выделенных бюджетов. Происходит скорее обмен опытом через личное общение, контакты в рамках профессиональных сообществ, при переходе сотрудников из одной компании в другую. Существует множество сервисов для изучения рекламы конкурентов в интернете, анализа сайтов, поступающего на них трафика и т. п. Но без осмысленной адаптации полученная информация не окажется полезной. Что русскому хорошо, то немцу смерть", — считает он.
Елизавета Конвей, директор департамента жилой недвижимости Colliers International, уверена, что плагиат наносит ущерб не только компаниям–разработчикам, но и рынку в целом. "Любая интеллектуальная собственность — следствие продолжительных инвестиций собственного времени и усилий. К сожалению, в России плагиат считается чем–то вполне приемлемым: нет наработанных практик по патентованию, закреплению прав, фиксированию нарушений. Изменить это можно только путем жесткого регулирования на уровне законодательства", — говорит она.
По оценкам экспертов, разработка большой рекламной кампании стоит 2–5 млн рублей. А если говорить о квартирографии, то она обходится девелоперам в 100–250 рублей за 1 м2.