09:5327 ноября 201809:53
234просмотров
09:5327 ноября 2018
На мой взгляд, мобильные операторы на рынке фиксированной связи даже более конкурентоспособны, чем традиционные. Они могут предоставлять клиентам дополняющие друг друга услуги связи и продавать потребителями пакеты услуг.
У таких компаний относительно низкий чистый отток. Если у обычного ШПД–оператора отток по базе может составлять 5–10%, то у сотового он может составлять всего пару процентов. Причем этот отток, как правило, технический, связанный с каким–то вынужденными переездами абонентов и другими факторами. Даже появление конкурента не приводит к существенному росту оттока. Ведь если конкурент предоставляет не набор услуг, а лишь одну из них, тот же ШПД–интернет, то пользователю приходится искать поставщиков других сервисов, например телевидения или мобильной связи. Эти услуги ему приходится приобретать у другой компании, но уже без скидки. Поэтому сейчас на рынке связи побеждают те компании, у которых есть возможность предоставить как можно больше услуг.
По этой причине операторы фиксированной связи, не имеющие собственных частот и лицензии на предоставление мобильных услуг, заключают соглашения с сотовыми операторами, которые не занимают большую долю рынка в регионе, где работает компания, предоставляющая услуги ШПД, и начинают оказывать услуги в качестве виртуального оператора.
Подобные соглашения активно заключает "ЭР–Телеком". У него самого нет частот и лицензий, а "виртуальные" контракты позволяют им оказывать конвергентные услуги под разными брендами. Фактически клиент получает услуги от одного игрока со скидкой.
То есть сейчас сформировалась эпоха пакетных услуг. Этот подход позволяет даже в условиях падения реальных доходов населения, жесткой конкуренции получать достаточно высокую норму прибыли.
Впрочем, мобильный бизнес, связанный только с сотовой связью, по–прежнему остается более выгодным, чем бизнес, основанный на предоставлении услуг ШПД. Но тем не менее отдельно он уже почти не функционирует, поскольку это привело бы к быстрой потере значительной доли рынка.
Для мобильных операторов очень важна инфраструктура ШПД–операторов, им важны каналы связи между вышками, чтобы они подключались друг к другу не по радиоканалу, а через толстый оптический кабель, тогда связь будет лучше.
Но однозначно о высокой доходности бизнеса, связанного с предоставлением широкополосного доступа, у сотовых операторов говорить нельзя. Например, "ВымпелКом" предлагает своим клиентам тарифы, в которых интернет и телевидение предоставляются в подарок к услугам мобильной связи. Фактически эти сегменты попросту дотируются за счет сотовых услуг, поскольку тариф в целом выше стандартных.
Мобильные операторы в России более рентабельны, чем операторы широкополосного доступа. Отчасти это компенсируется тем, что им приходится больше инвестировать в строительство сетей и повышение качества связи.
Тимур Нигматуллин, аналитик
"Открытие Брокер"