Представители власти и бизнеса на круглом столе в "ДП" обсудили развитие самого перспективного направления строительства — информационного моделирования сооружений (BIM–технологий).
Константин Марков, заместитель председателя комитета по строительству Санкт–Петербурга:
— По поручению вице–губернатора Игоря Албина в июне 2017 года сформирована рабочая группа по внедрению ВIМ–технологий при проектировании и строительстве объектов капитального строительства в Петербурге. По направлению адресной инвестиционной программы комитета по строительству c использованием технологий BIM заключены контракты на проектирование до конца 2019 года двух детских садов: на Ленинском пр. на 150 мест и на Дальневосточном пр. на 200 мест.
Кроме того, заключено еще 12 госконтрактов на проектирование объектов социальной инфраструктуры с требованием представить информационную модель объекта в составе разработанной проектной и рабочей документации в госэкспертизу. 16 государственных контрактов с аналогичным требованием находится на стадии заключения либо на стадии конкурсной процедуры.
Пока результаты не такие выдающиеся, какие мы хотели бы увидеть. Думаю, нужен еще год, чтобы получить от них ожидаемый эффект. Потому что результаты по заключенным контрактам ожидаем в 2019 году — после окончания проектирования.
"ДП":
— А не за горами ли у нас всеобщее внедрение BIM–технологий?
Константин Марков:
— Это будущее, к которому мы все равно придем. Важно, чтобы опыт работы в информационном моделировании был и у проектировщиков, и у строителей. Нормативная база должна соответствовать требованиям в проектировании. Важно, чтобы проектировщики сначала создавали BIM–технологию, а потом всю остальную документацию на основании этой модели.
Ведь бывает, что сначала рисуют чертежи, затем делают проектную документацию, а уже потом выстраивают информационную модель, так как есть требования технического задания. Это, конечно, приводит и к ошибкам, и к повышению затрат, в том числе по времени. Полагаю, что как только мы начнем плотнее работать над этими изменениями, мы сможем эффективнее справиться с задачей, которую поставил наш президент (обеспечить переход к системе управления жизненным циклом объектов капитального строительства путем внедрения BIM–технологий к 1 июля 2019 года).
Елена Степанова, директор по развитию бизнеса компании IC Ictas Insaat:
— Объем рынка строительных услуг в мире составляет более $10 трлн в год. Однако, несмотря на то что наши клиенты становятся все более продвинутыми, строительные компании по–прежнему системно не используют цифровые технологии на всех этапах жизненного цикла объекта: от создания концепции до проектирования, комплектации, строительства, эксплуатации и управления активом. В то время как другие отрасли радикально модернизировали свои процессы, строительство остается одной из самых консервативных отраслей в мире, все еще использующей многие методы, впервые примененные в XIX веке. В результате производительность труда падает, рабочая сила сокращается, а спрос на инфраструктуру постоянно опережает предложение (инфраструктурный разрыв).
У такого положения много причин. Прежде всего это недостаток инвестиций в новые технологии со стороны строительных компаний. В 2017 году в развитых странах 70% строительных компаний выделили лишь 1% или менее от своих доходов на инвестиции в новые технологии, о статистике в РФ на фоне снижения экономической активности говорить не приходится.
Когда весь процесс проектирования, строительства, финансирования и эксплуатации находится у одного участника, то целесообразным становится анализ всего жизненного цикла объекта (LCCA), как, например, в случае нашего проекта третьего моста через пролив Босфор Селима I Явуза в Турции. Целью LCCA являются оценка общих затрат на альтернативные варианты и выбор решения, гарантирующего наименьшую общую стоимость проекта с учетом всего срока эксплуатации объекта. Осуществляется это путем использования единой интегрированной информационной модели объекта на стадиях планирования, проектирования, строительства и эксплуатации. Другими словами, то, к чему стремятся BIM–модели следующего поколения (5D BIM): пятимерное представление физических и функциональных характеристик проекта. Такие модели включают стоимость и графики комплектации и строительства в дополнение к стандартным параметрам пространственного проектирования в 3D. Платформа 5D BIM также позволяет заказчикам и подрядчикам определять, анализировать и рассчитывать влияние изменений в модели (проекте) на эксплуатационные затраты после завершения строительства. Интуитивный, визуальный характер 5D BIM дает подрядчикам возможность раннего выявления рисков и, таким образом, принятия лучших решений.
"ДП":
— В чем выражается внедрение BIM–технологий в Ленобласти?
Сергей Шалыгин, первый заместитель председателя комитета по строительству Ленинградской области:
— Еще более года назад руководством области была поставлена задача начать внедрение BIM–технологий. Планируем в следующем году запустить ряд проектов, которые стоят в адресной инвестиционной программе. Наша задача — попытаться организовать работу по применению BIM–проектирования в рамках государственного заказа. В самом ближайшем будущем подрядчики должны будут проектировать и строить социальные объекты с использованием таких наработок.
Сергей Трощенков, генеральный директор ООО «МегаМейд Проект»:
— Наша компания специализируется на проектировании линейных объектов: улично–дорожной сети и инженерной инфраструктуры. С BIM мы работаем с 2012 года и уже серьезно продвинулись в этом направлении. Мы выполняем в BIM 90% проектов, а также оцифровываем проекты, выполненные в 2D: выявляем коллизии, исправляем ошибки. У нас есть собственный BIM–центр, и все наши проектировщики обучены построению BIM–моделей. Но до недавнего времени мы осваивали информационное моделирование и формировали BIM–модели исключительно для себя: спроса от заказчиков не было. Сейчас интерес к BIM–технологиям растет, но трудности с формированием конкретных требований со стороны заказчиков по–прежнему существуют. На мой взгляд, эту проблему можно решить путем диалога: мы со своей стороны готовы помогать государственным заказчикам внедрять BIM–технологии, обучать сотрудников, помогать им правильно формулировать свои требования.
Михаил Сергеев, заместитель генерального директора ООО «Простор–Л»:
— Я представляю фирму, которая является генпроектировщиком жилых и общественных зданий. Занимаемся BIM с 2012 года. Мы полагаем, что первичным должно быть построение модели с необходимой детализацией и набором параметров. Чертежи надо создавать по модели, а не наоборот. Причем необязательно это делать в тех же программах, что и модель. Тем более что мы оптимисты и верим, что настанет время, когда рабочая документация отомрет. Нам хотелось бы иметь некие стандартные технические требования заказчика. Их можно конкретизировать и развивать. Заказчик, по нашему мнению, не должен указывать проектировщику, каким путем тот должен выполнять чертежи. Необходимо лишь, чтобы рабочая документация соответствовала модели. В свое время много говорили о российском CAD–стандарте, который так и не появился. Очень хочется увидеть российский BIM–стандарт.
Ирина Чиковская, советник директора СПб ГАУ «Центр государственной экспертизы»:
— Специалисты любой экспертизы выдают заключения на основе проектной документации, представленной в электронном виде. Схемы и чертежи, ведомости и спецификации, пояснительные записки — вот то, с чем сейчас приходится работать экспертам. В то же время большая часть чертежей, ведомостей и спецификаций уже формируются с применением технологий информационного моделирования.
А это означает, что элементы моделей хранят в себе все необходимые данные, правильность которых можно будет проверить, если такие модели попадут в экспертизу. Поэтому если рассматривать BIM с точки зрения экспертизы, то для нас важны и чистота моделирования, и наполненность моделей данными.