Участники рынка обработки отходов ждут, что власти Петербурга проведут новый конкурс по выбору регионального мусорного оператора — причем отложат подведение итогов до окончания губернаторских выборов из-за ожидаемого роста тарифов. Городские чиновники пока не готовы публично реагировать на вердикт суда, отменившего итоги выбора регоператором ГУП "МПБО-2". Областные власти переживают за судьбу договоренностей о компенсации расходов на захоронение городского мусора.
Повторный конкурс должен быть объявлен в Петербурге впервые среди российских регионов благодаря, считает бизнес, решению Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 ноября.
Крупные участники рассчитывают вновь побороться за рынок годовым объемом в 8 млрд рублей.
Суд отменил решение апелляции и восстановил вердикт первой инстанции, признавшей частично недействительным соглашение между Смольным и ГУП "Завод по механической переработке бытовых отходов — 2", выигравшим конкурс и собиравшимся работать регоператором с 1 января 2019 года.
Север против юга
Конкурс считается отмененным по одному из двух лотов, "южному", на который претендовал истец, ООО "Новый свет-ЭКО", дочерняя компания АО "Автопарк №1 "Спецтранс" Анатолия Язева со своим полигоном под Гатчиной.
Арбитраж согласился с доводами истца, настаивавшего, что конкурсная документация противоречит сама себе, в стоимость услуг регионального оператора вписаны 11 лет вместо заявленных десяти, а задним числом добавлен 2017 год с лишней суммой в 3,2 млрд рублей. "Автопарк №1" был готов обрабатывать отходы в течении 10 лет за 16,5 млрд рублей против предложения ГУП в 39,8 млрд. Однако шкала оценки заявок за любое снижение цены больше 5% конкурсанту присваивала 100 баллов. В итоге отличавшиеся в 2 раза ценовые предложения получили одинаковые оценки, а комиссия выбрала ГУП.
Несмотря на то что "Автопарк №1" боролся за отмену итогов в целом, суд признал подлежащим отмене лишь итоги конкурса по лоту №2, потому что только на него в январе претендовал истец.
Однако, хотя итоги по "северному" лоту формально остаются в силе, работать в режиме регоператора ГУП "МПБО-2" все равно не сможет, считают в "Автопарке №1". "Производители отходов северной части города, особенно бизнес, просто не поймут, если на юге продолжат платить за вывоз мусора в 2,5 раза меньше", — объясняет представитель компании.
"Мы готовы к новому конкурсу, — уверяет гендиректор "Автопарка №1 Спецтранс" Анатолий Язев. — А пока собираемся предложить действующим контрагентам подписать допсоглашение, чтобы пролонгировать действие договоров до решения вопроса с региональным оператором".
Тариф преткновения
Тариф для ГУП "МПБО-2" в статусе регоператора должен был составить с 1 января 2019 года 4,4 тыс. рублей за тонну твердых коммунальных отходов. При этом, согласно федеральному закону об операторах обработки отходов, победитель конкурса наделяется правом обязывать производителей отходов заключать с собой договоры, а перевозчиков отбирать на собственных конкурсах.
Крупные производители отходов, например ретейлеры и общепит, уже начали жаловаться, получив проекты договоров с ГУП "МПБО-2" на будущий год.
"Либо тариф будет пересмотрен, либо его, воспользовавшись итогами суда, подождут претворять в жизнь", — предполагают в саморегулируемой организации "Санкт-Петербургская ассоциация рециклинга".
Участники рынка перевозки отходов ожидают, что новый конкурс может состояться ближе к концу 2019 года, после губернаторских выборов.
У Смольного будет время на проведение новых конкурсов, поскольку в федеральный закон, требующий повсеместного введения региональных операторов с января 2019 года, в ближайшие недели собираются принять поправки, дающие отсрочку до 2022 года.
Официально в комитете по благоустройству Петербурга пока не готовы сказать, будут ли организовывать новый конкурс и пойдут ли в Верховный суд обжаловать решение кассации. В комитете по благоустройству и в ГУП "МПБО-2" ждут публикации мотивировочной части.
Как бы то ни было, еще не все производители отходов успели заключить договоры с регоператором, говорят в комитете. Между производителями и перевозчиками до начала работы городского регоператора продолжат действовать заключенные ранее договоры, подтверждают чиновники.
"Между Петербургом и Ленобластью заключены соглашения о сотрудничестве, и с вывозом отходов все будет в порядке", — успокаивает заместитель председателя комитета Кирилл Пащенко.
Миллионы закопают в полигоны
Утвержденный городским тарифным комитетом размер тарифа для ГУП "МПБО-2" включает в том числе плату за вывоз на областные полигоны, поскольку в Петербурге действующих полигонов нет. В области производится около 700 тыс. тонн коммунального мусора ежегодно, но еще около 1,7 млн поступает из города.
Между тем правительство Ленинградской области выбрало регоператора почти одновременно с Петербургом, весной. Конкурс выиграло АО "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленобласти".
УКООЛО объявила три конкурса на транспортировку отходов общим объемом больше 2,7 млрд рублей и развивает свои полигоны. Запуск полигона с мусоросортировкой во Всеволожском районе с начала года обошелся компании в 150 млн рублей. Под Приозерском и Волховом запустили сортировочные комплексы мощностью 100 тыс. тонн для отсортировки 40% полезных фракций, вложения в оба составили 150 млн рублей. Еще один аналогичный комплекс собираются запустить под Сланцами. Под Кингиссепом ожидается реконструкция полигона с рекультивацией и расширение территории, а также строительством комплекса на 200 тыс. тонн отходов. Общая стоимость проекта, говорят в компании, несколько сотен миллионов рублей.
Ленобласть, переходящая на новую систему обращения с отходами уже с января, обеспокоена рисками, связанными с размещением городских отходов на своей территории.
Соглашение о взаимодействии было подписано и между самими регоператорами. Однако что теперь будет с обязательствами ГУП "МПБО-2" — не понятно.
"Создается определенный вакуум в отношениях, — констатирует руководитель управления по организации и контролю деятельности по обращению с отходами в Ленобласти Николай Борисов. – Однако регионы выстраивают диалог и продолжают взаимодействие". Кроме того, говорит представитель комитета, оба региона постараются запустить совместное отслеживание мониторинговыми центрами ГЛОНАСС возчиков мусора, чтобы контролировать: сколько именно тонн отходов привозят из города в область.