Уже несколько лет российские власти предлагают отказаться от двойных стандартов, когда в дипломе одно, а в трудовой книжке или договоре совсем другое, и перейти к новым — профессиональным. Обяжут ли работодателей расставаться с сотрудниками из–за отсутствия у тех профильного образования или профстандарты все же не станут поводом к трудовой миграции?
В 2016 году вступили в силу поправки в Трудовой кодекс, регулирующие применение профессиональных стандартов. Опасения начальников и рядовых сотрудников компаний сводились к тому, что к 2020 году определенные рабочие места смогут занимать лишь специалисты с профильными дипломами. Казалось, что уже скоро без "бумажки" путь в светлое профессиональное будущее на благо работодателю и собственному банковскому счету будет закрыт.
Формально на законодательном уровне профильное образование и ряд навыков должны быть "профстандартизированными" лишь для работников госсектора, и то к 2020 году. Для остальных это предложение, рекомендация.
Тем не менее стандарты разрабатываются и для "внегосударственных" профессий. Сейчас на сайте Минтруда опубликованы профстандарты для 1 174 специальностей, а строки к списку–таблице добавляются с завидной регулярностью. С шагом 3–5 дней для общего доступа, как достижение в компьютерной игре, открывается новая информация. Из свежего — ноябрьский "проводник по сопровождению локомотива" и пересмотренный "арматурщик".
Но, как показывает опыт экспертов от рекрутинга, даже без нормативного закрепления профстандартов наличие профильного образования — один из основных критериев при приеме на работу. "Каждое восьмое предложение о работе, опубликованное в Петербурге, содержит в требованиях упоминание о высшем образовании. На позициях среднего и высшего звена этот процент еще выше", — приводит статистику директор HeadHunter по Северо–Западу Юлия Сахарова. Понятно, что без профильного образования шансы на трудоустройство в сферах медицины, разработки ПО, проектирования, архитектуры, юриспруденции невелики.
То есть действительность диктует свои требования без оглядки на регламенты, хотя, конечно, на практике существуют нюансы. "Инженер или юрист могут иметь разные личные компетенции и специализацию, разный опыт работы и уровень владения иностранным языком. И все они могут быть полезны на разных позициях. Поэтому говорить о жесткой стандартизации на практике не приходится", — делится взглядом крупных компаний на внедрение профстандартов представитель ООО "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" Мария Мальцева.
"Профстандарты нужны для профессий, которые связаны с безопасностью и здоровьем людей. Врач лечит по принятым стандартам? Молодец. Не лечит — несет уголовную ответственность, — рассуждает президент и основатель Superjob Алексей Захаров. — А как регламентировать работу PR–менеджера? От того, что, вопреки стандартам, пиарщик что–нибудь "натворит", может получиться любопытная польза". Несмотря на это, даже для гуманитариев, представителей сферы услуг и творческих специальностей уже готовы профстандарты.
Причем чиновники прислушиваются к пожеланиям бизнеса. Например, "стандартизированному" сомелье вменена обязанность "разрабатывать меры по повышению рейтинга непопулярного ассортимента вин".
Нежелательное образование
И хотя в разъяснениях Минтруда подчеркивается, что большая часть профстандартов — лишь рекомендация к действию, некоторые эксперты опасаются, что уже в ближайшей перспективе желательное может стать обязательным. Тогда неясным остается вопрос актуальности требований для целого ряда "подвижных" специальностей — тех, которые быстрее других изменяются под влиянием времени. "Развитие технологий значительно опережает темпы введения или обновления стандартов. И вряд ли ситуация кардинально изменится в ближайшие годы: слишком много бюрократических процессов нужно нивелировать, чтобы преодолеть все существующие противоречия и выйти на плато", — говорит Юлия Сахарова и обращает внимание на то, что даже подтвержденная квалификация сотрудника — сомнительная ценность в таких сферах, как, например, SMM–менеджмент. "Важна скорее профпригодность. К тому же не для всех профессий есть высшее или профильное образование. Пример — блогеры", — говорит предприниматель, консультант по вопросам развития и продвижения бизнеса Александр Кот.
Но, судя по всему, даже возможность получить профильное образование почти в любой сфере — недостаточная мотивация для будущих соискателей, сегодняшних студентов. "Исследования показывают, что не больше 30% подростков осознанно и самостоятельно выбирают профессию. Мотивы выбора, как правило, случайны: "за компанию", "модно" или вообще "куда взяли", — констатирует доктор психологических наук, проректор по научной работе РГПУ им. А. И. Герцена Лариса Цветкова.
Рекрутеры также говорят о том, что разработка и внедрение профстандартов — это хорошая возможность создать основу для взаимодействия бизнеса и образовательных учреждений, сформировать единые стандарты для обучения. Но тогда возникает новый вопрос: как вообще получить профессию, в которой не разочаруешься? Школьные занятия по профориентации важны, но они должны быть не просто формальностью (в виде сомнительного теста, который на выходе предлагает школьнику стать "учителем, художником или садовником"), а еще лучше — дополняться не только экскурсиями на производства или в компании, но и занятиями в небольших группах, подтверждают педагоги–психологи.
"Хорошо, если на занятиях ребятам задают вопрос, знают ли они, как их родители "пришли в профессию". Конечно, не все могут ответить сразу. Но в таких диалогах ребята начинают понимать, что профессия — это не формальный выбор, а возможность самореализации", — поясняет доцент кафедры психологии человека института психологии РГПУ им. А. И. Герцена Елена Юркова.
Экскурс в курсы
Спрос рождает предложение, так что у бизнеса в сфере образования, возможно, появится дополнительный вариант подзаработать, говорят участники рынка. "Думаю, быстро появятся фирмы, предлагающие краткосрочные курсы переподготовки", — прогнозирует Александр Кот.
Такой бизнес работает и сейчас. Организации называют себя стереотипно и официально — академиями, институтами и университетами. Среди предлагаемых услуг в том числе и обучение по профстандартам. Можно дистанционно "переподготовиться" и стать, например, ландшафтным дизайнером или получить подтверждение, что ты юрист. Бывает, что работнику и работодателю легче не мучиться с такими курсами и "воспитывать бабу–ягу в собственном коллективе", обучаться тонкостям специальности непосредственно на рабочем месте.
"Многие компании по–прежнему делают ставку исключительно на специалистов с опытом, но есть и те, которые заботятся о построении долгосрочной HR–стратегии и выращивают кадры", — объясняет Юлия Сахарова. И хотя такой способ не гарантирует "стандартизированности" работы по специальности, в наличии необходимых компетенций у специалиста работодатель сомневаться все же не будет.
"Идея с профстандартами может быть реализована на уровне закона и вне госсектора. Но нужно понимать, что любой закон можно обойти. Если специалист действительно важен работодателю, он номинально наймет того хоть на позицию дворника, — подводит итог Александр Кот. — Тем более никакая бумажка не заменит хорошего специалиста: есть много людей, которые имеют диплом, но плохо работают. Эта проблема куда более актуальна".