12:4204 декабря 201812:42
7900просмотров
12:4204 декабря 2018
На вопросы «ДП» отвечает «Топ–менеджер — 2018»Маттиас Варниг, исполнительный директор Nord Stream 2 AG, заместитель председателя совета директоров ПАО «НК «Роснефть», член совета директоров ПАО «Транснефть», член наблюдательного совета Банка ВТБ.
В чем главное значение проектов «Северный поток» и «Северный поток — 2» для Европы? Как кажется, на фоне политических дрязг смысл начал ускользать из поля зрения наблюдателей.
— Тема гарантии поставок необходимых объемов природного газа в долгосрочной перспективе становится все более актуальной как для стран Европейского союза, так и для мирового рынка в целом. Спрос на газ растет, а его добыча в странах ЕС падает. Например, не так давно Нидерланды были крупным экспортером газа, сегодня же они превратились в нетто–импортера голубого топлива. В этих условиях ЕС необходимо гарантировать стабильность поставок газа на десятилетия вперед. Причем они должны не только покрывать потребности населения, но и стать значимым фактором поддержания конкурентоспособности европейской промышленности на мировом рынке. Надо признать, что нередко из–за порывов сиюминутных политических ветров забываются фундаментальные экономические смыслы и задачи, которые необходимо решать уже сегодня. Строящийся газопровод «Северный поток — 2» позволяет решить по крайней мере одну из них: с его запуском повысится надежность поставок, и европейский газовый рынок обретет дополнительную стабильность. Кроме того, газопровод сыграет важную роль в достижении целей ЕС по борьбе с изменением климата. По «Северному потоку — 2» в Европу ежегодно будет поставляться 55 млрд м3 газа, что почти эквивалентно объему добычи на крупнейшем в ЕС месторождении Гронингена в уже упомянутых Нидерландах, производство газа на котором в ближайшее время будет приостановлено. Дополнительные поставки газа по дну Балтийского моря позволят компенсировать выпадающие объемы и частично удовлетворить растущую потребность в импорте.
Какие экономические выгоды представляет реализация нового проекта для России в целом и Северо–Запада в частности?
— Прежде всего важно помнить, что «Северный поток — 2» — это лишь одно, хоть и чрезвычайно важное, звено в цепи поставок, являющееся частью нового, наиболее короткого и эффективного маршрута доставки газа с полуострова Ямал в Европу, известного как «Северный газотранспортный коридор». Разработка «Северного коридора» — действительно грандиозного по своим масштабам инфраструктурного начинания — обуславливает развитие газодобывающей отрасли, транспортных мощностей и смежных отраслей промышленности в России, а также способствует развитию газораспределительной системы в ЕС. Реализация любого крупного проекта дает мощный импульс развитию своего региона. Чтобы оценить, каковы же реальные цифры этого положительного влияния, в прошлом году мы провели специальное исследование, и оно показало, что из всех стран, через территории которых пройдет «Северный поток — 2», эффект от инвестиций, связанных с его реализацией, будет наиболее заметен в России. По данным на середину прошлого года, «Северный поток — 2» уже дал импульс созданию в России в течение ближайших 5 лет 51 тыс. рабочих мест с полной занятостью в различных отраслях. Значительный экономический эффект проект приносит и другим европейским странам. На сегодняшний день мы заключили контракты более чем с 670 подрядчиками из 25 стран мира. Большая доля инвестиций досталась российским компаниям. К примеру, 60% труб для строительства газопровода были произведены в России, и это далеко не все. Для Северо–Западного региона реализация проекта на этапе строительства гарантирует положительный синергетический эффект. Приход дополнительных объемов газа в регион по новому газотранспортному коридору — это новые объекты инфраструктуры, новые перспективы для развития промышленности, новые рабочие места.
А для петербургского и областного бизнеса в чем заключается выигрыш от этого проекта?
— «Северный поток — 2» является знаковым проектом для всей Ленинградской области. Реализация проекта нанесет Кингисеппский район, где находится начальная точка газопровода, на карту ключевых газовых магистралей Европы. Перефразируя одного из великих петербургских авторов, Кингисепп станет газовым окном России в Европу. Не менее важно и то, что по новому газотранспортному коридору регион получит дополнительные, достаточно значительные объемы газа, которые будут направлены на развитие промышленного кластера, в том числе в районе порта Усть–Луга. Помимо строительных работ, как ответственный разработчик и добросовестный сосед, мы реализуем комплексную Стратегию экологических и социальных инициатив, разработанную по международным стандартам специально для Ленинградской области.
Главный конкурент трубного газа — СПГ. Какие риски в этой связи вы закладываете в проект «Северный поток — 2»?
— Хочу заметить, что главным игроком на европейском энергетическом рынке остается уголь, но доминирование этого вида топлива не способствует выполнению ЕС своих климатических обязательств. Заменить его может только сочетание трубопроводного газа и СПГ. В любом случае главным бенефициаром конкуренции между СПГ и трубопроводным газом будет потребитель. В течение ближайших 20 лет дефицит газа в Европе составит около 120 млрд м3, которые можно компенсировать за счет как СПГ, так и российского газа. Соотношение между этими источниками будет определяться рынком. Глобальный рынок СПГ подвержен циклическим колебаниям и ориентирован больше на азиатские страны, где недостаточно трубопроводных мощностей. Рост спроса на газ в Азии будет опережать темпы наращивания мощностей по сжижению газа, поглощая все свободные объемы СПГ на рынке. По прогнозам, это произойдет в начале 2020–х годов в условиях увеличения мирового спроса на газ (25% в ближайшие 20 лет). «Северный поток — 2» позволит ЕС снизить риски, связанные с колебаниями рынка, и повысит конкуренцию между поставками газа из разных стран, что в итоге приведет к снижению цен для конечных потребителей. Еще один важный аспект, который необходимо иметь в виду, говоря о конкуренции, — это то, что современные морские газопроводы имеют ряд преимуществ по сравнению с сухопутными и с транспортировкой СПГ. Их эксплуатация сопровождается намного меньшим выбросом СО2, тогда как для поддержания необходимого давления в наземном газопроводе приходится размещать компрессорные станции по всей его длине. По сравнению с газотранспортными системами Центрального коридора «Северный поток — 2» позволит значительно снизить выбросы СО2. По своим экологическим характеристикам морские газопроводы также значительно превосходят СПГ, требующий сжижения, транспортировки и регазификации. Каждый из этих процессов чрезвычайно энергозатратен.
Ведутся ли переговоры с политическими противниками проекта?
— «Северный поток — 2» — перспективный и надежный коммерческий проект. Именно поэтому его поддерживают ведущие международные энергетические компании, успешно работающие на рынке не первый десяток лет. Для нас как для оператора проекта рамки его реализации определяются национальным и международным законодательством. При этом мы ведем активный, масштабный диалог на всех уровнях и во всех странах, затрагиваемых проектом, и со всеми, кто заинтересован в деловом обсуждении технических и иных его аспектов. Что касается политической оппозиции проекту, наш опыт показывает, что за ней зачастую скрываются коммерческие интересы. Мы видим своей задачей донести информацию о тех преимуществах, которые «Северный поток — 2» принесет потребителям и рынку газа в ЕС.
Есть ли экологические риски для «Северного потока–2» и что делается для их минимизации?
— Морские газопроводы являются самым безопасным способом транспортировки природного газа. Вероятность повреждения морских газопроводов большого диаметра, таких как «Северный поток — 2», крайне низка. Мы внедрили комплексную систему анализа и минимизации потенциальных рисков, связанных со строительством и эксплуатацией газопровода. Например, только для определения оптимального маршрута наши инженеры–изыскатели прошли по Балтике более 55 тыс. линейных километров. Я не перестаю поражаться этой цифре — ведь это более чем на треть больше длины экватора Земли. Говоря о надежности «Северного потока — 2», начну с того, что он будет построен из мощных, высококачественных стальных труб толщиной до 41 мм с наружным бетонным покрытием толщиной до 110 мм. Одной из главных целей специалистов Nord Stream 2 при проектировании газопровода являлось соблюдение строгих стандартов безопасности. У нас очень тщательная система контроля качества и выбора подрядчиков. К проекту привлечены партнеры и поставщики со всесторонним опытом строительства и эксплуатации морских трубопроводов, с проверенными надежными технологиями. Наконец, у нашей команды за плечами имеется успешный опыт реализации первого проекта «Северный поток», который уже более 7 лет находится в эксплуатации и признан эталонным инфраструктурным проектом. Последнее, но не менее важное, что хотелось бы подчеркнуть: несмотря на различия в требованиях национального законодательства в разных странах, мы принципиально придерживаемся единых экологических стандартов и применяем наилучшие международные практики на всех участках газопровода. Это значит, например, что строительство наземных объектов в России ведется в соответствии с теми же стандартами, что и в Германии.
Первая ветка газопровода прокладывалась через Выборг. Вторую очередь вы ведете через Усть–Лугу. Не разочаровались ли вы в этом решении?
— Выбор маршрута — очень ответственный шаг. Мы тщательно изучили каждый километр побережья Финского залива в России, прежде чем принять решение о маршруте. Прокладка подводящего газопровода в одном технологическом коридоре с действующей подводящей инфраструктурой газопровода «Северный поток» была признана технически неосуществимой. При исследовании учитывались десятки различных факторов — технических, экологических, социальных; работы стартовали еще в 2012 году, к ним привлекались ведущие российские, региональные и международные эксперты. По итогам кропотливой работы было принято решение идти в направлении Усть–Луги. Это решение оптимально с экологической, социальной, технической точек зрения, а также перспектив развития промышленности в регионе. Мы также уверены в экологической устойчивости строительных решений, разработанных для российского участка.
Петербург называют инфраструктурной столицей России: здесь квартируют основные подрядчики всех главных российских трубопроводных строек последнего десятилетия. Довольны ли вы взаимодействием с этими компаниями?
— Nord Stream 2 уделяет особое внимание сотрудничеству с региональными производителями и поставщиками, при этом ни на шаг не от - ступая от жестких корпоративных стандартов в области закупок. На - до признаться, что мы особенно гордимся тем, какую роль в реализации проекта играют компании из Санкт–Петербурга и Ленинградской области. Ими выполняются некоторые ключевые строительные работы на морском и береговом участках газопровода в России. Речь идет о контрактах на сумму несколько сотен миллионов евро. Например, совместное предприятие «Ван Оорд – Боскалис» (JV Vаn Oord — Boskalis) через своего российского подрядчика ведет разработку траншей на береговом и прибрежном участках. Компания «СТЭП» построила и осуществляет эксплуатацию и техническое обслуживание, не побоюсь этого слова, первоклассного временного городка для размещения персонала, занятого на нашей стройке. Петербургские компании, научные организации и специалисты также активно привлекались на стадии проектирования и изысканий и продолжают вести экологический мониторинг.
Как складываются ваши отношения с региональными властями Петербурга и Ленобласти?
— Реализация такого масштабного проекта, как «Северный поток — 2», невозможна без эффективной поддержки региональных властей. Команда, с которой мы работаем, отличается высочайшим профессионализмом и требовательностью. Мы очень эффективно сотрудничаем и всегда находим общий язык.
«Деловой Петербург» — главная бизнес–газета Северо–Запада. Как вы оцениваете сегодняшний бизнес–климат в России и на Северо–Западе?
— На мой взгляд, сегодня Северо– Запад — это динамично развивающийся, привлекательный регион России с очень высоким уровнем человеческого капитала. Я рад, что к нашему проекту, при всех строжайших критериях отбора, предъявляемых к поставщикам, нам удалось привлечь целый ряд достойных партнеров из региона. Этот факт говорит сам за себя.
Согласны ли вы с утверждением, что Петербург — самый европейский город России?
— Вопрос интересный, но, отвечая на него, не хочется обижать других. Могу с уверенностью сказать, что меня связывают с Санкт–Петербургом глубоко личные отношения, ведь именно здесь я прожил почти 6 лет своей жизни, моя жена из Кронштадта, и мой сын провел первые годы жизни в этом городе. Это город, где можно комфортно работать, добиваться результатов, и все это благодаря уникальным людям, открытым, профессиональным, с великолепным чувством юмора. Для меня Петербург — город с особенной душой, город высочайшей культуры, город, способный удивлять даже после стольких лет знакомства. Именно поэтому, когда нам хочется сделать что–то особенное для наших европейских партнеров, мы привозим их сюда, в город на Неве.
В чем вы видите конкурентные преимущества Петербурга?
— Петербург — город на перекрестке дорог и морей, место, где различные народы и цивилизации на протяжении многих веков встречались друг с другом и узнавали друг друга. Речь идет не только и не столько о географии, которая, конечно, дает большое преимущество городу; наверное, можно сказать, что здесь особенно остро чувствуется дух истории, а вековой опыт общения, сотрудничества и сосуществования создает особую атмосферу открытости. И все–таки — здесь я возвращаюсь к своему предыдущему тезису — на мой взгляд, петербуржцы и жители Ленинградской области являются главным достоянием этого региона.
Вы работали председателем совета директоров Dresdner Bank. Как бы вы могли оценить нынешний уровень развития банковской сферы России, Петербурга? Какие возможности для их роста вы видите?
— На мой взгляд, финансовая и бюджетная политика последних десятилетий — это та сфера, в которой был достигнут значительный прогресс. Успехам в этой области на Западе зачастую не уделяют должного внимания.
В чем главные принципы менеджмента такого огромного проекта, как «Северный поток — 2»?
— Конечно, главный принцип управления этим проектом — его экономическая целесообразность. Проект выгоден для акционеров, инвесторов и потребителей газа в Европе. Но для меня решающим фактором нашего успеха является слаженная работа всех членов нашей команды. В компании Nord Stream 2 работают люди из более чем 20 стран. И я считаю основной своей задачей мотивировать и вдохновлять их эффективно работать вместе на благо нашего проекта. К этому добавляется поддержание личных контактов с официальными лицами, ответственными за реализацию нашего проекта, а также с нашими компаниями–подрядчиками. Это необходимо для того, чтобы иметь возможность незамедлительно диагностировать возникающие проблемы и тут же совместно найти оптимальные решения.