Российская Ассоциация электронной коммуникации (РАЭК) подвела итоги экономики российского сегмента Всемирной сети. Выяснилось, что из всех отраслей наибольший рост показал сегмент e-commerce, который по сравнению с прошлым годом увеличился на 16%.
В целом рынок электронной коммерции также занял наибольшую долю в интернет-экономике и достиг 2 трлн рублей, второе место приходится на инфраструктуру и связь (1,9 трлн рублей), затем идут реклама (250 млрд рублей) и цифровой контент (75 млрд рублей).
Покупатели уходят в сеть
По сравнению с интернет-торговлей остальные отрасли показали также меньший рост — отрасль рекламы и маркетинга выросла на 13%, а монетизированный цифровой контент на 7%.
По данным компании Nielsen, 90% россиян совершали онлайн-покупки хотя бы один раз в течение нескольких последних лет, доверие к онлайн-шопингу стало практически повсеместным, а список товаров, которые теперь предпочитают покупать в сети, а не в реальной жизни, расширился.
После экспансии китайских и американских интернет-магазинов (AliExpress, Amazon) в России создалась отдельная культура онлайн-покупок. В связи с этим отрасль в 2018 году начали осваивать крупные российские компании. Например, "Яндекс" и Сбербанк запустили совместный сервис "Беру", а "Яндекс", в частности, открыл трансграничный онлайн-магазин Bringly. Кроме того, общее предприятие с Alibaba и "МегаФоном" организовывает Mail.ru Group.
В 2018 году россияне сделали 241 млн заказов в отечественных интернет-магазинах, при этом средняя сумма чека незначительно уменьшилась. Наибольшую часть рынка онлайн-ретейла (67%) сейчас занимают магазины Ozon и Wildberries, отметили в РАЭК.
Охотнее всего покупают электронику и технику, товары для дома и ремонта. По данным опроса Nielsen, 52% покупают в интернете одежду.
"Я бы все же не сказал, что скорость роста онлайн-торговли увеличилась. Она такая же, как в предыдущие годы после 2015 года. А причины роста просты — во-первых, e-commerce "вобрал" в себя весь вообще рост торговли непродовольственными товарами. Во-вторых, растет кроссбордер. И в-третьих, растет доля онлайн-торговли в торговле вообще, так как потребители постепенно привыкают к доступности широкого ассортимента", — объясняет Иван Кургузов, руководитель кластера "Электронная коммерция" РАЭК.
В компании Nielsen отметили, что макротренды, влияющие на потребительское поведение в сфере онлайн-торговли, показывают, что современная реальность оказывает давление на временной баланс покупателей, удобство становится все более решающим фактором при совершении покупок.
"Для большинства покупателей шопинг — это рутина, а не удовольствие, и люди пытаются ее делегировать, что ведет к развитию рынка интернет-торговли. Крупнейшие онлайн-ретейлеры год за годом увеличивают площади складских помещений. И чтобы удовлетворить индивидуальные потребности покупателей, они расширяют ассортимент и вводят новые форматы потребления (например, органические, не содержащие глютена продукты, азиатская косметика и так далее, мил-киты). Этот запрос на удобство и экономию времени со стороны потребителей способен поддержать дальнейший рост онлайн-торговли в России", — отметили в пресс-службе компании.
Что еще важно знать про онлайн-ретейл для инвесторов и игроков рынка
Иван Кургузов считает, что инвесторам, которые решили вложиться в электронную коммерцию, прежде всего нужно обратить внимание на сегмент FMCG (товары повседневного спроса) и торговлю одеждой.
"Для стратегических инвесторов наиболее интересны будут FMCG, так как в течение нескольких лет в них произойдет "пробой" и отрасль начнет резко расти. А для других инвесторов — одежда и вообще мода. Она уже сейчас быстро растет, и, несмотря на победную поступь Wildberries, есть еще место на "поляне" для многих других. Думаю, что успех тут будет у уже существующих интернет-магазинов", — отметил эксперт.
Алексей Федоров, управляющий партнера ГК "220 Вольт", выделяет как наиболее перспективный для инвестиций не просто весь сегмент FMCG, а конкретно продажу продуктов. Это направление ретейла, по разным оценкам, в России достигает уже 10 трлн рублей.
"Но, как ни странно, рынок продуктов питания при этом самый неосвоенный. Онлайн-сервисы можно практически пересчитать по пальцам. Также мы с легкостью назовем основных игроков, осуществляющих доставку из ресторанов, предоставляющих готовые блюда по запросу или продукты к ним. Да что уж, буквально несколько лет назад в отечественном IT-направлении и не было никакого фуд-теха. Постепенно на рынок выходят большие игроки, они поддерживают стандартную систему онлайн-покупок, выделяя food в специализацию. При этом сегмент остается одним из самых перспективных для инвестиций", — указывает он.
В Nielsen отмечают общемировой тренд на FMCG в онлайне. По наблюдению компании, мировые продажи товаров повседневного спроса растут в интернете в 4 раза быстрее, чем в традиционной рознице. Эксперты предрекают, что в ближайшие годы европейские рынки переживут рост интернет-продаж FMCG, который будет вызван ускорением темпов жизни населения и растущей потребностью в удобстве совершаемых покупок. Помимо прочего, в компании нашли основные факторы, которые помогут FMCG-ретейлерам в продвижении онлайн.
"Наши исследования свидетельствуют о том, что россияне более открыты к покупке продуктов питания в интернете, если продавец готов вернуть деньги за товар, не соответствующий ожиданиям покупателя по качеству или внешнему виду, или заменить некачественные продукты в тот же день — такой ответ дали 81% и 78% опрошенных соответственно. Для 79% респондентов "очень важно" или "в определенной степени важно" отслеживать прогресс заказа в реальном времени, а 77% будут более склонны совершить покупку, если продавец предложит интервалы доставки в пределах 30 минут", — рассказали в пресс-службе Nielsen.
По подсчетам РАЭК, рост в 2018 году продолжил также демонстрировать рынок онлайн-путешествий и бронирований. Его объем увеличился к концу года на 8% и достиг 670 млрд рублей.
Также существенным фактом для онлайн-ретейла является то, что россияне начали все больше переходить на мобильные устройства. Доля использования телефонов эксклюзивной аудитории увеличилась за год на 9% и составила 61% от общего числа пользователей. Количество пользователей десктопных версий, наоборот, сократилась на 2% и составила 51% от всех пользователей Рунета. Поэтому, возможно, в дальнейшем e-commerсe ждет более интенсивное развитие в мобильной среде.
Сергей Федоров отмечает, что двигателем интернет-торговли сейчас являются жители малых городов, поселков и сел. Глобализация и доступность интернета привели к тому, что возможность выбрать, оплатить и доставить товар от производителя к покупателю достигается элементарным набором действий.
"Своей политикой финансовой доступности ряд площадок стали своеобразными проводниками в мир онлайн-покупок для категорий граждан, которые ранее никогда не использовали интернет для подобных действий. Резкий взлет мы наблюдаем за счет изначально низкого уровня проникновения интернета в регионах", — обращает внимание он.
Какие факторы тормозят электронную коммерцию
Тем не менее рынок электронной коммерции сталкивается и с трудностями, которые могут замедлять его развитие.
Среди таких причин Иван Кургузов из РАЭК называет логистические проблемы, которые особо актуальны в такой большой стране как Россия, а также проблемы нехватки доверия.
"В СМИ до сих пор риторика про e-commerce временами содержит ошибочные ужастики", — шутит он.
Но наибольшее влияние на рынок e-commerce все же оказывает российское законодательство. Например, не так давно правительство планировало с 1 января 2019 года разрешить продажу алкоголя в интернете с доставкой курьером на дом. При этом решение по этому вопросу переносили неоднократно, разговоры о разрешении продажи алкоголя интернет-магазинами велись в парламенте с 2016 года. Сначала чиновники хотели разрешить торговлю в конце 2017 года, затем даты перенесли на январь 2018 года, а позже на 2019 год. Наконец, в ноябре в Минпромторге объявили об очередном переносе сроков по данному решению.
Тем временем, по подсчетам компании Group IB, нелегальная торговля алкоголем в интернете приносит 1,7 млрд рублей в год. Обычные интернет-компании и магазины дают возможность лишь посмотреть цены на алкогольную продукцию и сравнить их между собой (например, такая услуга появилась с сегодняшнего дня в каталоге "Яндекс.Маркета"). Чтобы купить бутылку вина, придется все же идти в обычный магазин. Таким образом, российская электронная коммерция теряет довольно значительную статью доходов.
"Есть места, где несовершенство закона откровенно тормозит развитие. Пример с алкоголем отличный — если бы продуктовые магазины могли торговать алкоголем, у них бы резко вырос средний чек без увеличения стоимости доставки, и это подстегнуло бы развитие", — подчеркнул Иван Кургузов.
Алексей Федоров к списку проблем добавляет законодательные ограничения на продажу ювелирных изделий и лекарственных препаратов. Также, по его мнению, ситуацию на российском рынке усугубляют последние изменения, касаемые трансграничной торговли.
Одно из последних предложений, вынесенных в Госдуме, также может значительно отразиться на электронной коммерции. Парламент предложил ужесточить регулирование иностранных систем денежных переводов, мобильных платежей и онлайн-касс. Законопроекты запрещают иностранным системам переводов и платежных сервисов (в число которых, кстати, входят ApplePay, SamsungPay, Alipay, MoneyGram, Intel Express и т. д.) работать с россиянами без наличия официального представительства компаний в России. Со многими иностранными платежными системами работают в том числе российские небольшие интернет-магазины.
В компании Nielsen отмечают, что также сдерживающим фактором является опасение россиян по поводу сохранности их персональных данных в сети.
"По нашему опросу среди российских покупателей, на вопрос: "Уверены ли вы, что информация на сайте онлайн-продавца защищена и хранится в безопасности" — только 38% опрошенных ответили, что полностью согласны или в определенной мере согласны с этим. В странах, входящих в Европейский союз, этот процент для сравнения составил 54%", — рассказали в компании.