Зачем вкладывать 165 млрд рублей во внедрение цифрового эфирного телевидения в стране, где доля его пользователей неуклонно снижается.
Власти всерьез обеспокоились судьбой малоимущих россиян — пока, правда, только в части их возможности приема эфирного телевидения. Дмитрий Медведев даже пообещал помочь с покупкой специальных приставок, чтобы они могли смотреть цифровой "эфир" на старых аналоговых ТВ–приемниках.
По официальной версии, эфирное ТВ в РФ смотрят примерно 17% домохозяйств (данные отраслевого доклада "Телевидение в России 2017"). Причем охват "эфира" сокращается: годом ранее он был на уровне 22% ("Телевидение в России 2016"). Львиная доля российских зрителей получает телевизионный сигнал по кабелю (кабельное ТВ), через спутник (спутниковое ТВ) или через интернет (IPTV, онлайн–ТВ). Тем не менее именно эфирное ТВ является предметом особой тревоги и заботы властей.
На внедрение цифрового эфирного телевидения в России потратили 165 млрд рублей, из которых почти 98,5 млрд было выделено из бюджета. Плюс казна ежегодно тратит миллиарды рублей на содержание и обслуживание сети эфирного ТВ.
В России примерно 70–75 млн домохозяйств с подпиской на ТВ. Получается, что "эфиром" пользуются не более 13 млн домохозяйств (а на конец 2018–го, видимо, уже около 10–11 млн). Таким образом, доставка эфирного ТВ до каждого из них уже обошлась примерно в 13 тыс. рублей. Проще было бы каждому купить по приставке спутникового ТВ и оплатить подписку на 180 телевизионных каналов на 7 с лишним лет вперед.
Еще более абсурдной ситуация выглядит, если учесть, что цифровым эфирным телевидением охвачено свыше 98% жителей РФ (официальные данные). В городах–миллионниках, где более 95% зрителей подключены к кабельному ТВ и IPTV, была построена дорогостоящая инфраструктура и установлены передатчики цифрового эфирного ТВ, которые, по сути, греют воздух.
Чтобы оправдать эти безумные траты, власти начинают придумывать различные законотворческие решения, создающие иллюзию востребованности эфирного ТВ.
В частности, в России собираются восстанавливать системы коллективного телеприема (СКТП) — так называемые коллективные антенны, которые устанавливаются на крышах многоэтажных домов. Правительственная комиссия по развитию телерадиовещания уже поручила Минстрою и Минкомсвязи "принять меры по обеспечению нормативного закрепления требований об оснащении проектируемых, строящихся и реконструируемых жилых многоквартирных домов антеннами коллективного приема сигналов эфирного наземного цифрового телевещания".
Иными словами, власти хотят законодательно обязать девелоперов строить новые дома с ТВ–антеннами на крышах. Понятно, что стоимость установки антенн будет заложена в цену жилья. Но СКТП также нужно будет еще и обслуживать — то есть в квартплату добавят абонентскую плату на содержание коллективной антенны. Это, по сути, синекура наподобие пресловутой радиоточки — ею практически никто не пользуется, но отказаться от этого сомнительного сервиса крайне сложно, и потому платить приходится.
Между тем размер аудитории и уровень доверия к телевидению из года в год снижаются. По информации "Левада–центра", за последнее десятилетие доля тех, кто узнает новости в интернете, выросла с 9 до 37%, а из телевизора — сократилась с 94 до 73%. Важно, что за последние 5 месяцев снижение произошло сразу на 12 процентных пунктов (с 85 до 73%). На этом фоне госинвестиции в "эфир" выглядят абсолютно бессмысленными. Впрочем, с этим утверждением наверняка не согласятся "карманные" подрядчики, освоившие на цифровизации эфирного ТВ десятки миллиардов рублей.