Хотите новогоднюю сказку? Рассказываем.
Приближение Нового года настраивает всех на чуть иной лад. Праздники, покой, а подчас и размышления над утекшим годом. Знаете, одно из самых смешных и долгоиграющих впечатлений уходящего года — эрмитажные коты. Нет, совершенно не собираюсь вносить свою лепту в продвижение этого крайне успешного рыночного бренда, кажется, их ниша освоена вполне и даже с перебором. Но за ними смешно наблюдать. Летом они лежат в эрмитажном дворе, греются на солнышке и ни на что не реагируют. Буквально ни на что. Рядом с ними семенят голуби, почти по ним ходят, а реакции — ноль. Коты так эффективно закормлены, что никакого желания голубей поймать, спугнуть или просто поиграть у них не возникает.
И это довольно смешное сопоставление с людьми. Кошки вот всего–навсего, а ведь наелись, и больше им ничего не надо. И не только кошки. Первый в истории Возрождения выход львов на арену во Флоренции в 1470–е годы в присутствии приехавшего из Рима папы закончился аналогично плачевно: львов перекормили. А потому они вышли на помост и заснули в уголку. Оказывается, потребление животных предельно. С людьми–то все как раз наоборот. Совершенно.
Иногда смотришь даже на давних знакомых и поражаешься: неужто Сказку о золотой рыбке никто не читал? А выясняется, что забывают, и еще как. Безудержное, выставленное напоказ гиперпотребление одних в нашем обществе приводит к столь же безмерной жажде других. Предела нет. Всего мало. Тут–то и думаешь: как животным хорошо, как у них просто устроено. У Лескова есть забавная сказка про то, как русские рабочие от обжорства умирают, остановиться не могут. А потому их хозяин нанял разгонщиков, чтобы те через некоторое время мужиков от котла отгоняли, чтобы не обожрались вусмерть. И мужики "въелись и ничего", через некоторое время инициативу оценили, хозяина отблагодарили фунтом меда за то, что дал им шанс выжить.
Сказать, что в наше время это такая сугубо национальная черта, сложно. Много едят все. Глобализация. И подталкивают этим спираль потребления до невиданных высот. Здравость исчезает, и радость от появления желанного тоже, за ней ведь сразу выскакивает новая цель. Редко–редко встретишь другое. Этой осенью разговаривал с водителем рижского такси, тот долго рассказывал про высокие цены, про размер квартплат, про низкие пенсии. А потом вдруг спокойно сказал: а ведь так хорошо мы здесь, в Латвии, не жили никогда. Здравость просто восхищающая.
И это напрямую связано с тем, как относиться к чуду. Все о нем в преддверии Нового года говорят, ждут и играют в чудесное. Что это чудо может сделать с человеком? Недавно впервые увидел на сцене настоящую Золушку. Да, звучит сентиментально, но все так. В нежном спектакле Михайловского театра (реконструкция премьерной постановки 1945–го в редакции М. Мессерера) главную роль танцевала Сабина Яппарова. И впервые все сошлось. Как должна вести себя Золушка на балу? Некоторые скажут — триумфально смотреть на сводных сестер и мачеху, упиваться успехом, наслаждаться произведенным эффектом (так и на сцене бывает). Можно продолжать, но было иначе. Золушка и верить, и не верить еще не может, она приворожена чудом. И сыграно это было так, что вдруг понял чувства Бориса Пастернака после того, как он увидел в этом Галину Уланову и написал ей о "победительной силе детской… верной себе чистоты". Чудо было на сцене, чудо было в зрителе. Восхищение чудом. И бесконечность доброты. Вы же помните, что сделала Золушка после свадьбы в оригинале Перро (и переводе Ивана Сергеевича Тургенева): сразу по переезде во дворец выдала сводных сестер за знатных царедворцев. Вот нам и пример на Новый год! Потому что чудеса случились со многими за последние 30 лет, но есть ли с ними ощущение сказки?