Скучно, хорошо. Для градозащитников 2018 год стал самым спокойным

 

Для градозащитников 2018 год стал самым скучным. Ни одного громкого сноса, ни одного громкого антиисторического проекта. Меня сей факт, разумеется, несказанно радует.
Времена, когда старинные дома в центре Петербурга сносили десятками, канули в Лету вместе с Валентиной Матвиенко. Новые законы и запуганность девелоперов, которые устали жаловаться на градозащитников, дали свои плоды.
За прошедший год мне запомнились два сюжета, которым Всероссийское общество охраны памятников посвятило наибольшее количество релизов. Это дом Изотова на Кирилловской ул., 23, и флигель дома Долгоруковых, выходящий к ул. Репина. В первом случае старинное здание потеряло три из пяти этажей, во втором утрачена, по сути, малоценная надворная постройка.
Мне почему–то кажется, что оба случая — попытка градозащитников не потеряться на информационной поляне. Чем еще можно объяснить множество релизов, пикеты и встречи с чиновниками? Впрочем, есть еще одна причина: необходимость держать игроков рынка в тонусе.
А когда–то гремевшее на всю Северную столицу движение "Живой город" и вовсе в 2018 году ограничилось десятками новостей о Новой Ладоге. Там действительно беда: красивые деревянные дома XIX века брошены на произвол судьбы, они горят, а затем сносятся. В поисках решения вопроса живогородцы даже обращались к совладельцу АО "Строительный трест" блокаднику Евгению Резвову — для спасения федерального памятника "Дом, в котором в годы Великой Отечественной войны размещался штаб Ладожской военной флотилии". Не помогло: создатель муравейников "ответил отказом". Чего не скажешь о губернаторе Ленобласти Александре Дрозденко, который пообещал найти 500 млн рублей для восстановления новоладожских памятников.
На этом фоне стремительно завоевывает влиятельность общественная организация "Центральный район за комфортную среду обитания" Ярослава Кострова. Ее основная цель — вообще запретить стройки в центре и увеличивать количество благоустроенных зеленых зон. Многочисленные выступления костровцев дают о себе знать: они стали одними из главных оппонентов культурного центра при Музее–квартире Достоевского, который Андрей Якунин хочет построить в Кузнечном переулке на месте нынешнего крохотного скверика. А месяц назад Костров был приглашен на встречу с вице–губернатором Игорем Албиным.
Впрочем, понятно, что градозащитную повестку сворачивать нельзя. Еще есть над чем работать. Например, над высотой: нельзя допускать, чтобы в исторической застройке новые дома были выше соседних. Или над качеством воссоздания: требуемое законом "восстановление внешнего облика" в случае сноса дореволюционных домов порой превращается в создание пародий (как на ул. Мира, 36, от застройщика ООО "Коннолахтинский 55"). Главное — что власть слышит, а девелоперы прислушиваются. И это позволяет сохранять важнейшую ценность Петербурга — его продуманный исторический центр.