Волатильность нефтяного рынка на протяжении года объясняется геополитическими рисками — баланс между спросом и предложением оказался очень хрупким. В России следствием этого стала его все возрастающая монополизация.
Конечно, главное, о чем вспомнят игроки топливного рынка и автомобилисты в конце года, — повышение цен. Наиболее резкие скачки розничной стоимости дизельного топлива произошли в апреле. В Петербурге цены на него непрерывно росли с апреля по май (на 8,6%). После относительной стабильности они снова рванули вверх в сентябре — и к ноябрю дизель подорожал еще на 4,3%. То же наблюдалось и с бензином: АИ–98 с апреля по июль взлетел на 5%, АИ–95 (с апреля по июнь) — на 8,5%. И это вопреки заверениям Минэнерго, что рост цен не превысит инфляцию.
"Рухнула вся система ценообразования, которая складывалась и шла от биржевых индексов, — рассказал "ДП" президент Нефтяного клуба Санкт–Петербурга Олег Ашихмин. — Это перешло в ручное регулирование: по решению правительства договорились с топливными компаниями заморозить цены розницы. Также сфера столкнулась с кризисом: оптовые цены оставили неконтролируемыми, они постоянно росли и вывели в убыток сети независимых топливных операторов".
В ответ на заморозку розничных цен "Роснефть" совершила демарш, на 2 суток приостановив торги топливом на бирже и таким образом взвинтив на него цены. ФАС пообещала разобраться с компанией, а в конце мая связала рост цен на бензин с действиями монополистов (к таковым, несомненно, принадлежит и "Роснефть"). По мнению антимонопольной службы, на бирже и нефтебазах намеренно сокращался объем предложения.
"Большие объемы ресурсов были экспортированы из нашей страны, что оголило рынок. До сих пор внутренний рынок, например по дизельному топливу, с этим так и не справился. Сейчас наблюдается нехватка на рынке зимнего ДТ. Еще одна причина, которую упомянул президент страны, — это ошибки регулирования отрасли. Это то, что связано с производством нефтепродуктов, — многие НПЗ одновременно встали на ремонт", — объясняет первый заместитель генерального директора ООО "ПТК" Леонид Чурилов.
"Существующая система отечественного топливного рынка как составной части нефтегазовой отрасли страны больше не работает. Причина — заигрались с государственным регулированием, слишком сильно увеличили налоговую нагрузку на внутренний рынок, — уверен руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов. — В этом году существующая система топливного рынка, которая и ранее давала сбои в виде сезонных диспаритетов между розничной и оптовой ценой, при выросших мировых ценах на нефть, возросшей привлекательности экспортной альтернативы окончательно перестала работать из–за своей неэффективности. Правительство РФ вместо системной реформы рынка предпринимает точечные меры, постоянно меняя правила игры, которые только ухудшают положение участников рынка".
Сильнее всего дестабилизация топливной отрасли сказалась на независимых АЗС. Каждый влитый в бак литр бензина обращался для них почти убытками. Ситуацию не исправили даже сниженные с 1 июня акцизы. Эксперты в уходящем году выделяют четыре "поры" жизни топливного рынка: инфляция минус — до апреля; в мае — ценовой скачок; с июня по октябрь — заморозка розничных цен при увеличении объемов поставок нефтепродуктов на биржу по правилу "+3% от объемов прошлого года" и снижении акцизов на топливо; наконец, ноябрьская заморозка оптовых и розничных цен на фоне падения мировой стоимости нефти.
По оценке Григория Баженова, в этих условиях вымывается запас прочности независимых АЗС и идет постепенный процесс сжимания этого сектора на топливном рынке: "Это неизбежно ведет к дальнейшей вертикальной интеграции нефтегазовой отрасли уже в розничном сегменте". "Все, что складывается, выгодно ВИНКам в том плане, что если независимые АЗС будут закрывать свои сети, то станции можно выкупать практически за бесценок", — резюмирует Олег Ашихмин.
Вентиль под напором
Неразлучная пара баррель/доллар устроила на мировом рынке качели–балансир, а страны–нефтедобытчицы столпились вокруг и наблюдали, где будут самая верхняя и самая нижняя точки. 2018 год прошел под знаком сопротивления США политике ОПЕК+ по сокращению добычи нефти. Президент Трамп регулярно через "Твиттер" оповещает мир о своем желании увеличивать добычу и снижать цены. Кроме того, Америка не разжимает пальцы на горле Ирана — против страны вводились новые санкции, прямо затрагивающие нефтегазовую отрасль. Вашингтон честно заявил, что намерен свести экспорт иранской нефти к нулю, для чего призвал другие страны отказаться от ее покупки. Эта ситуация расшатывает положение на мировом рынке черного золота, лишает участников определенности, уверены эксперты. "Мировой нефтяной рынок остается сильно волатильным на фоне геополитических и экономических рисков. Соглашение ОПЕК+ продемонстрировало силу своего воздействия на рынок нефти, но также и показало хрупкость мирового баланса спроса и предложения", — говорит Александр Шкурин, руководитель отдела анализа и маркетинговых исследований Refinitiv.
Для России нефтяной год эксперты называют удачным. "Нефть спустя почти 2 года после принятого в ноябре 2016 года соглашения стран ОПЕК+ по сокращению добычи вышла наконец на рубеж $80 за баррель, преодолев путь от $45 за баррель. Нефтяные доходы с избытком наполнили бюджет года", — отмечает Виктор Костюков, генеральный директор АО "РК Интегратор".
Согласно данным ФТС, доходы России от экспорта нефти в январе–октябре 2018 года выросли на 38,6% год к году и составили $106,59 млрд. Общий объем экспорта нефти составил 213,471 млн т. Минэкономразвития прогнозировало, что при среднегодовой цене на нефть $70 профицит бюджета РФ может составить 3% ВВП.
Некоторые аналитики, выделяя итоги года, говорят о стабильности: "В первую очередь этому способствовало соглашение ОПЕК+, которое подтвердило свою пользу, помогло объединить нефтедобывающие страны и выработать общее мнение по ключевым вопросам, — считает директор по стратегии ИК "ФИНАМ" Ярослав Кабаков. — Да, колебания цены нефти в течение года, конечно же, были, но это были колебания в определенном "коридоре", и именно соглашение ОПЕК+ позволяло регулировать его".
"Россия, оставаясь все еще зависимой от мирового рынка нефти, пытается усидеть на трех стульях: бюджет страны, выручка нефтегазовых гигантов и недовольство растущими ценами на топливо со стороны населения. Так как на фоне санкций и геополитических рисков бюджет становится основным фактором в экономической и отраслевой политике, то и усиливается роль Минфина в регулировании всей отрасли, невзирая на попытки Минэнерго, ФАС и других ведомств совместно с участниками рынка оказать какое–то влияние на ситуацию", — добавляет Александр Шкурин.