Выручка отелей и курортов Ленобласти во время новогодних праздников выросла на 20–50%. Особым спросом пользовались спа–туры.
В прошедшие новогодние праздники загородные гостиницы и курорты были традиционно загружены не менее чем на 90%. Номера и коттеджи начали бронировать еще в сентябре, в результате новогодние каникулы позволили владельцам баз отдыха заработать на 20–50% больше, чем в обычные дни.
Впрочем, как отмечают участники рынка, зарабатывать стало сложнее: конкуренция продолжает расти. В 2018 году собственники гостиниц и курортов инвестировали в развитие инфраструктуры не менее 0,2 млрд рублей. Одновременно с увеличением количества предложений меняются и предпочтения постояльцев — в основном их интересует активный отдых и wellness–туризм, который предполагает оздоровительные спа–туры.
Имиджевая история
"В прошлом году за новогоднюю неделю выручка превысила 10 млн рублей, в этом году планируем, что она будет не меньше", — рассказала Татьяна Везо, представитель горнолыжного курорта "Золотая долина". По ее словам, заработок в новогоднюю неделю увеличивается примерно на 50% — за счет роста стоимости номерного фонда, увеличения числа посетителей ресторанов и среднего чека.
Одна из тенденций этого сезона — переток клиентов от загородных гостиниц к горнолыжным курортам. По данным базы отдыха "Игора", в декабре 2018 года приток гостей вырос на 18% по сравнению с тем же месяцем прошлого года.
В гостиничном бизнесе ситуация иная. "Мы работаем на прием гостей среднего класса, ухудшение экономической ситуации в стране повлияло на спрос со стороны этой категории гостей", — объясняет Тамара Брусокене, генеральный директор "Гелиос Отеля". По ее словам, в этом году средний чек уменьшился на 10%. Впрочем, в зимние праздники выручка отеля по–прежнему на 20% больше, чем в обычные дни, и составляет 6–7 млн рублей. Стоимость номеров в новогодний сезон тоже увеличивается. При этом прибыль и рентабельность практически не меняются.
"Это объясняется ростом затрат: оплата работы персонала выше, чем в обычные дни, соответственно, затраты тоже. Появляются дополнительные издержки — на закупку фейерверков, организацию дополнительной охраны. Для отеля новогодние предложения скорее имиджевая история, которая потом дает задел на целый год", — считает Тамара Брусокене.
Отельеры отмечают растущую конкуренцию со стороны загородных центров отдыха и говорят о перенасыщении рынка. Как сообщили в "Гелиос Отеле", ранее сдача номерного фонда приносила около 40% выручки, а 60% приходилось на сопутствующие услуги, последние 2 года дополнительный сервис приносит лишь 35%. На этом фоне растет стоимость проживания в отелях. Например, в "Гранд Петергоф СПА Отеле" цена за номер на Новый год увеличилась на 1 тыс. рублей по сравнению с прошлым годом.
В "Репино Cronwell Park Отеле" стоимость в среднем увеличилась на 7%. "Новогоднее проживание включает в себя комплекс услуг и является пакетным предложением", — объяснили в гостинице.
"Мы уже несколько лет подряд не меняем основные цены на проживание, но в сравнении с обычными выходными в новогодние праздники цена увеличивается на 25–40%", — рассказали в "Золотой долине".
Базовый отдых
Базы отдыха и курорты привлекают гостей, модернизируя свои площадки и запуская новые сервисы. "С мая 2018 года курорт запустил оздоровительные недельные туры, включающие проживание и спа–программу, а в сентябре предложение расширили 3– и 5–дневными турами. Формат спа–туров оказался востребованным", — рассказывает Алексей Казьмин, коммерческий директор "Игоры".
О серьезных вложениях в развитие заявляют и другие участники рынка. "В 2018–2019 годах мы обновляем всю мебель номерного фонда, а в 2019–м в планах добавить дополнительные услуги спа–центра (например, водные аттракционы, бассейны)", — рассказывает Альбина Сундукова, заместитель генерального директора "Гранд Петергоф СПА Отеля". Инвестиции составят 8,5 млн рублей.
"Золотая долина" вложила 90 млн рублей в открытие нового панорамного ресторана на берегу озера, строительство веревочного парка с троллеем, новых трасс для горных велосипедов и увеличение числа парковочных мест.
"Гелиос Отель" разместил на своей территории веревочный городок, закупил новое оборудование для спа–комплекса и провел частичную реновацию номеров и ресторана шведского питания.
По словам Тамары Брусокене, в отеле появилась новая спортивная площадка для игр в мини–футбол и пр. Были организованы спортивный тир и площадка для лазертага. На все изменения ушло в сумме не менее 15 млн рублей.
Популярные поселки
В целом, по данным сайта бронирования отелей Tvil.ru, самыми популярными у туристов поселками Ленинградской области на этот Новый год оказались Токсово (стоимость проживания — в среднем 11 тыс. рублей в сутки), Коробицыно, где находятся курорты "Золотая долина", "Снежный" и "Красное озеро" (16 тыс. рублей в сутки) и Вырица (20 тыс. рублей в сутки).
Всего в 2018 году Ленобласть посетило более 5 млн туристов. Отельеры рассчитывают, что позитивный тренд, сформировавшийся на праздниках, распространится на весь на 2019 год.
"Есть информация, что на 2019 год ожидается приток граждан КНР, Израиля, Европы и Америки. Возможно, это связано с прошедшим в России чемпионатом мира по футболу", — говорит Альбина Сундукова.
“
Традиционно на Новый год и Рождество петербуржцы едут в Выборг — в этом году продажи туров по этому направлению у нашей компании выросли вдвое. Если раньше мы отправляли туда один автобус, то теперь — два, причем этим направлением одинаково интересуются петербуржцы и москвичи. Путешествия востребованы у туристов, поскольку многие хотят посмотреть местные достопримечательности, например Выборгский замок. Второе место по спросу традиционно занимают поездки в Карелию. Отдых в пригородных санаториях у нас пока на третьем месте.
Елена Газина
гендиректор туркомпании «Ладья»
“
Интерес к загородному отдыху растет, но не сам по себе, а за счет расширения территории курортов, организации развлечений — горнолыжные склоны, бани, ледяные городки и прочее. Всесезонный курорт «Охта–Парк» продолжает увеличивать свою территорию, в 2018 году она выросла примерно на 10% и сейчас составляет более 100 га. Как правило, в новогодние праздники курорт посещают десятки тысяч туристов, но это в сумме, обычно люди идут только на склоны, только в банный комплекс и пр.
Александр Степанец
руководитель группы развития экологии «Охта–Парка»