Если бы внутреннее убранство этого дома на Васильевском острове сохранилось до наших дней, он мог бы стать настоящим музеем стекольной промышленности России. Потому что владелец его — Адольф Леонтьевич Франк — собрал в своем особняке лучшие образцы продукции витражной мастерской, по праву считавшейся жемчужиной стекольно–промышленной империи, которой он руководил вместе с братом Максимилианом.
Империя Франков
Справедливости ради нужно сказать, что стекольная империя братьев Франк не была создана ими с нуля, а возникла в результате акционирования фирмы "М. Эрленбах и К°". Созданная в 1864 году, в какой–то момент та исчерпала потенциал развития — потребовалось привлечение значительных средств, в результате чего и возникло акционерное Северное стекольно–промышленное общество. Главой совета директоров компании стал Максимилиан Франк, которому принадлежало значительное число акций, а младший брат Адольф и его сын — членами правления. Таким образом семья Франков аккумулировала в своих руках контрольный пакет и получила право рулить новым АО практически по собственному разумению.
Разумения между тем было в достатке: привлечение акционерного капитала пошло на пользу делу. По всей России скупались и модернизировались старые стекольные заводы и строились новые, приобретались перспективные участки под песчаные карьеры, шла геологоразведка. Такой бешеной активности отечественная стекольная промышленность до той поры не знала. Всего за пару лет после создания компания практически вытеснила с отечественного рынка импортную продукцию: стекло, зеркала, витражи, сделанные в России, превосходили европейские по качеству и были многократно дешевле. Качество изделий, стоит отметить, признавалось на международном уровне. На выставке 1896 года в Нижнем Новгороде Стекольно–промышленное общество получило звание поставщика Императорского двора, на парижской выставке 1900 года — Гран–при и Большую золотую медаль, на международной выставке 1901 года в Глазго — почетный диплом.
Хрупкий бизнес
Ну а потом грянул кризис перепроизводства. Обычное дело для тогдашней стадии развития капитализма: производители слишком активно удовлетворяли спрос, так что перебрали с предложением — попросту затоварили рынок.
Стараясь как–то выкрутиться из сложившегося положения, братья Франк основали отдельную компанию, занимающуюся исключительно реализацией продукции, — торговый дом "М. Франк и К°". Ей были переданы в аренду все магазины Северного общества и отданы все контракты на остекление. Где–то демпингуя, где–то ухитряясь подхватывать государственные заказы, договариваясь с конкурентами об ограничении выпуска стекла, Франки вывели из кризиса свое акционерное общество, а заодно и всю отрасль. А торговый дом постепенно разросся в новое АО — Санкт–Петербургское стекольно–промышленное общество. На первый взгляд — конкурирующее с Северным, а по факту — ведущее с ним одну игру.
Кумовство и семейственность
К 1911 году практически вся стекольная промышленность Северо–Запада России оказалась под контролем семьи Франк. Во главе всех ключевых предприятий стояли их родственники, свойственники и друзья, так что обычные акционеры порой роптали на излишнюю семейственность бизнеса. Ну а жемчужиной своей империи — витражной мастерской на Васильевском острове — братья рулили сами. Собственно, рядом с ней и построил свой дом Адольф Франк, чтобы было проще контролировать все процессы. А построив, превратил в своеобразную выставку достижений. Даже по черно–белым дореволюционным фотографиям (стеклянные пластины для которых тоже выпускало одно из предприятий Франков) можно судить о том, насколько тонкой работы были витражи, украшавшие все помещения особняка — от парадной столовой до санузла. Самый же большой и роскошный из них — "Женщины, собирающие фрукты" — украшал кабинет хозяина.
К сожалению, ни один из витражей франковского особняка не сохранился. Зато образцы продукции мастерской можно найти в доме Зива, в церкви Смоленской Божьей Матери на Смоленском кладбище, в особняке Башкирова. Да и вообще, если вам в Петербурге попадется на глаза красивый витраж эпохи модерна, можно с большой долей уверенности предположить, что родом он из мастерской на Васильевском.