10:0428 января 201910:04
1140просмотров
10:0428 января 2019
Гражданам предложат заработать на информации о себе. Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ, фонд венчурных инвестиций, учрежденный по инициативе президента РФ) предложил ввести понятие деперсонализированных пользовательских данных, что даст пользователям возможность зарабатывать на продаже своих данных бизнесу, пишет "Коммерсант" со ссылкой на документ. Авторы проекта утверждают, что каждый россиянин сможет заработать от 15 тыс. до 60 тыс. рублей в год, а бюджет получит "несколько миллиардов рублей" от физлиц и налогов.
Законопроект ФРИИ предлагает поправки в законы "О персональных данных" и "Об информации". Поправки обеспечивают свободное обращение деперсонализованных данных на рынке. При этом гражданин, которому принадлежат данные, сможет продавать их на определенные сроки и с определенной целью. Бизнес, в свою очередь, сможет отчислять в пользу гражданина, чьи данные покупает, процент от сделки. Если граждане не хотят, чтобы их данные были в обороте, они просто могут не давать согласие на продажу.
Инициатива предусматривает, что гражданин сможет получить копию персональных данных о себе. У россиян, по задумке ФРИИ, должен появиться личный кабинет на официальном сайте оператора персональных данных, где проводится вся работа с такими данными. Также легализуется электронное согласие, подписанное простой электронной подписью. При этом документ отдельно требует от иностранных организаций не ограничивать доступ российских граждан к собираемой на территории России информации.
Авторы проекта заявляют, что россиянин сможет зарабатывать от 15 тыс. до 60 тыс. рублей в год. Предлагаемые изменения еще будут обсуждаться, уточнила газете директор по правовым инициативам фонда Александра Орехович. Однако реализация законопроекта станет "мощной мотивацией" для регистрации физических лиц в качестве самозанятых и "позволит принести в казну несколько миллиардов рублей", уверены в ФРИИ.
Эксперты к инициативе отнеслись с сомнением, отметив, что оценка доходов в 15-60 тыс. рублей на человека в год завышена. При этом они отмечают, что весь рекламный рынок, то есть потенциально основной потребитель таких данных, оценивается в 450 млрд рублей. Более того, законопроект в текущем виде легализует действия, которые сегодня незаконны, а также в нем видна "откровенная выгода держателей big data" — банков, операторов связи и крупных интернет-сервисов. Кроме того, под сомнение ставится обезличенность таких данных — достаточно совместить совсем небольшой объем деперсонализированных данных, чтобы с высокой точностью привязать их конкретному человеку, отмечают аналитики.
В России закон о персональных данных принят в 2006 году. Он требует согласия потребителя на обработку его данных, а также защиты этих данных собирающей стороной. ФРИИ уже предлагал похожую концепцию в конце 2017 года. Летом 2018 года "МегаФон" и "Ростелеком" предложили поправки в закон, которые должны были им позволить, получив однажды персональные данные с согласия пользователя, без уведомления передавать их на обработку другим участникам рынка. В сентябре прошлого года заместитель главы Минкомсвязи Алексей Волин заявил, что понятие "персональные данные" необходимо пересмотреть. По его мнению, изменение определения требуется из-за того, что чрезмерное регулирование в области персональных данных делает невозможной работу некоторых сфер деятельности, включая журналистику.