С 1 января акцизы на моторное топливо выросли в России на 2,8–4,1 тыс. рублей за тонну. Этим решением российское правительство, по сути, восстановило акцизы в объемах, запланированных с 1 июля 2018 года.
Таким образом, акцизы на дизтопливо увеличились до 8541 рубля, а на бензин — до 12 314 рублей за тонну. Кроме того, с 1 января на 2% поднялся НДС. Чиновники убеждают автолюбителей, что скачка цен не случится. Однако опрошенные "ДП" эксперты в этом не уверены.
"С высокой вероятностью можно утверждать, что рост цен на топливо продолжится, — говорит директор по стратегии ИК "ФИНАМ" Ярослав Кабаков. — Да, власти могут постараться его уменьшить, но вряд ли удастся существенно затормозить его во всей стране и на длительное время. Однако на государственное регулирование цен на топливо власти не пойдут, так как это может привести к его тотальному дефициту".
В январе начался последний этап налогового маневра в нефтяной отрасли, который вводит в том числе отрицательный акциз для крупнейших нефтеперерабатывающих заводов. Если более 10% сырья перерабатывается в товарный бензин пятого класса, то заводу положен вычет из расчета 3 тыс. рублей на тонну. Кроме того, вводится также плавающий акциз — он будет зависеть от колебаний нефтяных цен на мировом рынке.
Эти меры, по задумке, будут удерживать внутренние цены на баррель и стабилизировать обстановку — чтобы автомобилистам не дороже, а НПЗ не обидно. Официально ожидается, что налоговый маневр приведет к росту оптовой цены на бензин и дизтопливо только на 400 рублей на тонну в год (0,8%, или примерно по 0,3 рубля на литр). Однако другие нефтепродукты (битум, мазут, авиакеросин и судовое топливо) могут подорожать на 50%.
Попытки предсказать поведение цен на заправках сродни гаданию на нефтяной гуще, считает исполнительный директор Российского топливного союза (РТС) Григорий Сергиенко: "Чиновники и сами четко не представляют себе, как будет развиваться ценообразование на моторное топливо в условиях повышения НДС и акцизов с одновременным действием замораживания оптовых и розничных цен. При этом в условиях заморозки цен финансово–экономический блок правительства РФ планирует еще и получить до 2024 года от сферы ТЭК в результате завершения налогового маневра 1,6 трлн рублей (из общих 8 трлн рублей!), необходимых для финансирования реализации майского указа президента РФ".
Неопределенность грядущего
Однако не меньше, чем автолюбители за свои кошельки, переживают независимые АЗС за свое существование. Прошлогодняя турбулентность заставила их поиздержаться — снизила маржинальность с каждого литра и отвела существенную часть клиентов в сторону ВИНКов.
"2019–й будет сложным. Я думаю, что в этом году выработается такой алгоритм действий, который позволит сохранить этот рынок, чтобы могли существовать и ВИНКи, и независимые АЗС. При этом у всех будет возможность зарабатывать. Не будет уже сильных ценовых скачков. Механизм запущен такой, что идет тотальный контроль по всем направлениям, при этом не дадут никому повышать цены в рознице однозначно. А получится ли у регуляторов создать прибыльность в этой отрасли, что сохранит участников, — это вопрос к 2019 году" — поделился с "ДП" надеждами президент Нефтяного клуба Санкт–Петербурга Олег Ашихмин.
Неутешительные прогнозы для потребителей у руководителя Аналитического центра Независимого топливного союза Григория Баженова. При самом оптимистичном сценарии цена на топливо вырастет на 4,6%: "Основной вопрос, насколько большой запас прочности у независимого сектора топливного рынка. Правительство РФ пока не готово идти на комплексную реформу топливного рынка, и все зависит от позиции гражданского общества. Надежда независимого сектора теперь на позицию автовладельцев, которые заинтересованы в разрыве порочного русского круга: цена на нефть растет — цена на бензин растет; цена на нефть падает — цена на бензин растет!"
Представители независимых АЗС на вопрос: "Что будет?" — лишь растерянно разводят руками. "На этот вопрос не может ответить, пожалуй, никто, пока полная неопределенность. В правительстве заложены как крайне пессимистичные, так и оптимистичные сценарии. Меры регулирования есть, но макроэкономические факторы могут повлиять на развитие ситуации самым неожиданным образом. Все участники рынка находятся в режиме ожидания. По своему сектору мы сможем давать какие–то прогнозы в лучшем случае только в марте", — говорит первый заместитель гендиректора ООО "ПТК" Леонид Чурилов.
В августе прошлого года в РТС подсчитали, что одновременное повышение акцизов и НДС может привести к росту цены литра бензина на 4,4 рубля (примерно на 10% от текущей). "С учетом прогнозов различных ведомств минимальный уровень инфляции в следующем году ожидается около 5%, и, так как именно этот уровень является бенчмарком для контролирующих органов, стоит ожидать роста цен на топливо минимум на те же 5% с сохранением сезонных всплесков во время автомобильного сезона", — уверен руководитель отдела анализа и маркетинговых исследований Refinitiv Александр Шкурин.
Маленьких — бьют
В налоговом маневре на ближайшие 6 лет заложена замена (по 5% в год) экспортной пошлины на нефть с одновременным повышением налога на добычу полезных ископаемых.
Первым шагом в России хотят к 2025 году уравнять рыночные условия внутри Евразийского экономического союза. Вторым — компенсировать убытки бюджета из–за роста на 230 млрд рублей субсидий нефтяным компаниям. Условиями возмущены независимые нефтедобытчики — без заводов субсидии на переработку топлива им как мертвому припарка. В "Ассонефти" посчитали, что из–за повышения НДПИ независимые нефтедобытчики будут нести расходов на 5,7 млрд в год больше обычного.
Одним словом, новый год принесет массу сюрпризов, считает генеральный директор АО "РК Интегратор" (РКИ) Виктор Костюков: "Принятый властями 3 года назад налоговый маневр в нефтяной отрасли обрастает всевозможными поправками, эффект от внедрения которых мало предсказуем".
Однако, кроме вопросов внутренних, есть и внешние. В конце прошлого года нефтяной мир замер в ожидании итогов переговоров ОПЕК+. Министры постановили — снижению добычи быть. В первом полугодии 2019 года 23 страны ОПЕК+ снизят добычу черного золота в общем на 1,2 млн баррелей в сутки. России "отлилась" пятая часть этого количества — 230 тыс. баррелей в сутки. Исключения сделаны лишь для Ирана, Венесуэлы и Ливии: первым двум в качестве компенсации из–за американских санкций, а последней — ввиду непростой внутренней ситуации. Участники надеются, что ограничение добычи остановит падение нефтяных котировок.
"Ключевое для нефтедобытчиков соглашение ОПЕК+ будет действовать в 2019 году. Возможно, что это будет не весь год, в какие–то периоды страны от него могут отказываться, но в случае необходимости им вновь будут пользоваться, чтобы сохранить стабильность на рынке, — уверен Ярослав Кабаков. — Причем даже не уровень цен может быть определяющим в этом случае, а именно поддержание спроса на нефть, что обеспечит загрузку нефтяников, позволит им планировать свое будущее и выполнение обязательств перед партнерами".