Дмитрий Некрестьянов из "Качкин и партнеры", признанный коллегами победителем рейтинга "ДП", рассказал о настоящем и будущем профессии, а также объяснил, что это такое — быть сегодня хорошим юристом.
Как можно охарактеризовать изменения в законодательстве, внесенные в 2018 году?
— Законодатели принимают с каждым годом все больше и больше законов, даже профессиональные юристы не успевают читать: только в одном декабре их было принято более 100. Если их даже не читают, то как реализовывать? Видны две тенденции: санкционная политика продолжается, и российские юридические фирмы постепенно занимают большую долю рынка, общая экономическая ситуация не улучшается, и кризисные практики развиваются активнее остальных. Например, растет и процветает работа по банкротствам, и законодатель делает все, чтобы это продолжалось. Аналогичная ситуация с жилищным девелопментом: каждое ужесточение законодательства порождает новую волну юридической работы.
Изменилось и законодательство в строительной отрасли. Стимулировало ли это увеличение числа споров?
— Мы традиционно занимаемся как сделками в сфере недвижимости и строительства, так и судами. В 2018–м обе эти сферы показали существенный рост. Изменения в законодательстве о долевом строительстве стимулировали застройщиков быстро покупать участки и оформлять сделки — в этом плане был очень активный год. Усиление административного давления, напряжение на рынке девелопмента, постоянные изменения градостроительного законодательства — все это породило многочисленные судебные споры и необходимость в профессиональных юристах.
Каковы основные правовые тенденции в банковской сфере?
— С банковским рынком сложилась серьезная ситуация: все большее количество банков лишается лицензии, из–за этого у предпринимателей возникают дополнительные юридические риски. Когда речь шла о небольших региональных банках, это не особо пугало. Но в прошедшем году под санацию попали несколько крупных банков из топ–100, и у всех появились риски неожиданной утраты финансов компании в связи с проблемами у банка, а не у самой компании. Ну и банки под нажимом ЦБ РФ усиливают требования к своим клиентам, блокируют операции, закручивают гайки по обеспечению кредитов. Эта тенденция сохранится.
Также в Петербурге сложились серьезные политические риски в отношении крупных инфраструктурных проектов. Смена губернаторской команды традиционно поставила на паузу дальнейшую реализацию проектов во всех сферах инфраструктуры. К примеру, трамвайные концессии, которые должны решить вопросы транспортной доступности в некоторых районах города, сейчас находятся в подвешенном состоянии. Однако город не может поставить свое развитие на паузу, и остается надеяться, что новая команда сохранит преемственность по этим инфраструктурным вопросам и, наоборот, увеличит темпы развития города. Петербург в этом нуждается.
Коллеги высоко оценили вашу работу по кейсу в отношении строительства жилья у обсерватории. Как вам кажется, почему именно этот кейс?
— История такая: Санкт–Петербургский городской суд признал незаконным проект планировки территории, а потом Куйбышевский районный суд и Санкт–Петербургский городской суд признали незаконным разрешение на строительство. Когда, казалось бы, все было проиграно, случилось практически чудо: кассационная инстанция Санкт–Петербургского городского суда признала незаконной отмену разрешения на строительство, а Верховный суд признал законным проект планировки. Поворот в судьбе судебных споров совпал с привлечением АБ "Качкин и партнеры" к защите интересов застройщика.
Мы подключились к спору, когда были уже были приняты отрицательные решения судов и одно даже вступило в силу, ряд судебных возможностей был утрачен. Победа в этом споре — коллективная заслуга, над задачей трудилась целая группа юристов. Сначала в Верховном суде, а потом в президиуме Санкт–Петербургского городского суда удалось доказать неправомерность вынесенных нижестоящими инстанциями решений, и это в корне изменило ситуацию по спору.
Как вообще протекают судебные споры по корпоративному праву?
— В отношении корпоративных сделок Россия пытается создать конкурентные условия для применения российского законодательства для структурирования сделок. Многие правовые институты, которые можно было увидеть только в английском праве, в каком–то виде теперь нашли отражение в ГК РФ. Заверения и гарантии, опционы, система обеспечений стали использоваться в сделках по российскому праву, что не может не радовать.
Сегодня существуют десятки юридических компаний, специализирующихся в совершенно разных сферах. Как стать лучшими на рынке?
— Чтобы быть хорошим юристом, нужно быть профессионалом и по–настоящему любить то, чем ты занимаешься. Когда у юриста горит огонь в глазах, клиенты это сразу чувствуют. Даже любое незначительное дело может привести к неожиданным позитивным результатам в карьере.
Что касается поддержания интереса, то профвыгорание часто случается и среди юристов. Если бы можно было решать вопросы самостоятельно, руководствуясь только имеющимся законодательством, было бы легче справляться. Если бы не было оценочности суждений судами и госорганами, психологически было бы проще. Часто случается так, что ты знаешь, какой результат должен быть по закону, а потом читаешь, что решают госорганы, и не понимаешь, как они так читают закон. Бывает такое, что ты сделал все что мог, а ничего не изменилось. Поэтому помимо работы в жизни должны быть другие увлечения, чтобы в случае временных неудач было чем вдохновляться.
Как продвинуть юридическую фирму и выделить ее среди конкурентов?
— Совет один: не гнаться за деньгами и искренне любить то, чем ты занимаешься. Успешного юриста или компанию определяет профессиональная репутация.
Нельзя выиграть все суды, но можно сделать все для защиты интересов клиента — и по итогам даже при проигрыше клиент будет тебе благодарен, поскольку сделано все, что было можно. Важна и информационная открытость: мы рады делиться с журналистами нашей экспертизой, нам важно предоставить качественную информацию, чтобы разъяснить реальное положение вещей.