Фраза "хочешь хорошо зарабатывать — учись" из уст трепетно заботливых родителей постепенно перешла в мотивационные речи работодателей. Бизнес все охотнее обучает персонал, но с каждым годом сильнее экономит на провайдерах, запуская внутренние курсы и академии. "ДП" разбирался, какие знания дают специалистам и управленцам, которые дорожат своим местом на карьерной лестнице.
В 2019 году интерес к постоянному обучению сотрудников будет только повышаться. Так, по данным опроса Русской школы управления (РШУ), в котором приняли участие 500 собственников бизнеса, топ–менеджеров компаний и директоров по персоналу, бюджеты на образование в наступившем году в 50,5% случаев остались на прежнем уровне, при этом 27,9% опрошенных обещают их увеличение.
"Почему для нас это важно? Если вкладывать в обучение сотрудника, который становится универсалом на стыке двух специальностей и более комплексно видит проблематику, можно впоследствии экономить на командировках других работников: им не придется выезжать на места, чтобы решать вопросы. И если из юриста сделать инженера сложно, то азы юриспруденции технарю преподать можно, и зачастую они необходимы", — объясняет мотивацию руководителей президент корпорации ГК "ГазЭнергоСтрой", заместитель председателя комитета Торгово–промышленной палаты России по природопользованию и экологии Сергей Чернин.
Однако, уверяют в компании, просто "отбыть номер", использовав время на обучение как бесплатный отпуск, не получится: "Мы активно внедряем обмен опытом между разными подразделениями корпорации. Например, представители нефтегазовой отрасли проводят семинары для всего инженерно–технического персонала".
Если верить данным опроса службы исследований HeadHunter, проведенного среди HR–специалистов, у 67% крупных компаний уже сейчас есть сложившаяся система обучения сотрудников. Сами работники, похоже, не возмущаются из–за такой, пускай и профильной, но все же дополнительной нагрузки. К корпоративному обучению, по данным опроса рекрутинговой компании среди соискателей, положительно относятся 70% будущих сотрудников.
"Больше денег работодатели готовы вкладывать в тех, кто может принести компании быструю прибыль. В первую очередь это представители сферы продаж — менеджеры по работе с ключевыми клиентами, а также IT–среда (разработчики, программисты). Квалифицированных кандидатов не хватает, поэтому работодатели в борьбе за персонал используют обучение в том числе как инструмент мотивации. На профессиональное развитие также могут рассчитывать кандидаты из областей строительства и недвижимости, маркетинга, рекламы и PR", — отмечает руководитель пресс–службы HeadHunter по Северо–Западу Ирина Жильникова.
Отдельная тема для дискуссий — организация самого процесса обучения: кто–то предпочитает просвещать "вечных студентов" прямо в компании, кто–то — не без помощи образовательных организаций со стороны. По итогам опроса РШУ, 31,8% руководителей определились, что будут обращаться за обучением в бизнес–школы, а 46,7% пока только принимают решение.
Узнал сам — расскажи другому
Тот, кто собирается экономить в долгосрочной перспективе или стремится не зависеть от внешнего воздействия, выбирает внутреннее или онлайн–образование. "Наша ключевая задача — взращивание внутренней экспертизы, чтобы мы не так сильно зависели от внешних партнеров, в том числе с точки зрения затрат. Наша пропорция — примерно 60 на 40, где 60% — это внутреннее обучение и 40% — обучение при помощи внешних провайдеров", — делятся опытом в компании "Билайн".
Международные компании, по понятным причинам, обращаются к помощи коллег из подразделений других стран. "Завод периодически организует техническое обучение сотрудников в Корее", — говорит начальник отдела связей с общественностью ООО "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" Мария Мальцева.
Обучать не только себя, но и ближнего готовы в Альфа–Банке. "У нас сильные эксперты, которые проводят внутренние программы по разным темам. Ряд курсов доступен не только нашим сотрудникам, но и специалистам других компаний", — уточняет управляющий петербургским филиалом Михаил Троицкий. На платформе любой желающий, не работающий в банке, может зарегистрироваться на мероприятие и получить сертификат. Платно, но зато эффективно, по заверению организаторов, можно прокачаться в финансовом анализе или основах дизайн–мышления. Еще один образовательный формат, который здесь используют, — это дистанционное обучение.
В "Ростелекоме" и вовсе перешли на e–learning. "Многообещающим инструментом представляются чат–боты. Они могут сопровождать каждого слушателя индивидуально, в соответствии с его уровнем и выбранным темпом освоения материала, делая обучение доступным практически для любого человека, у которого есть доступ к Wi–Fi", — рассказывает заместитель директора макрорегионального филиала "Северо–Запад" ПАО "Ростелеком" Ирина Тамбовская.
Экскурс в курсы
Впрочем, остались в городе и приверженцы схемы "отправить сотрудников поучиться", которые обращаются за поддержкой к провайдерам — бизнесу для бизнеса, который организует курсы повышения квалификации и разнородные тренинги.
По словам директора Русской школы управления Анастасии Боровской, самые популярные направления среди заказчиков — курсы по финансам, строительству, праву и управлению персоналом. "Частое изменение законодательства и появление на рынке новых трендов заставляют представителей этих специальностей учиться чаще других", — уверена эксперт.
А вот в вопросе первостепенности hard skills (профессиональных навыков) или soft skills ("гибких" знаний, таких как креативность или личная эффективность) согласия, похоже, нет: современным специалистам, по мнению обучающих школ и центров, необходимо обладать всем и сразу, но усиленно развивать лишь что–то одно. Если речь идет о рядовых специалистах, ориентированных на построение горизонтальной карьеры, то soft skills не повредят, но приоритет отдается в пользу освоения hard skills, говорят эксперты.
Курсы профессионального обучения зашли столь далеко, что можно отыскать бизнес, трудящийся на благо второго бизнеса, который собирается заниматься образованием третьего бизнеса. Так, в Петербурге работает центр развития онлайн–школ с многообещающим, но лаконичным названием "Ты — № 1". Сюда, по словам создателей, приходят молодые предприниматели, которые "заступорились" в развитии. "Нужно грамотно построить целый цикл привлечения целевой аудитории. В этом направлении мы и работаем: выстраиваем путь клиента от воронки до продажи", — говорит Анна Арсеньева, сооснователь центра развития онлайн–школ.
Организаторы курсов повышения квалификации также обращают внимание именно на преподавателей–практиков. "Мы не предъявляем требований к наличию профильного образования, научных званий. Нам важно, чтобы человек не просто читал каноническую лекцию, а мог уверенно вступить в профессиональный диалог с аудиторией, ведь среди слушателей есть опытные специалисты, которые сами могут дать фору любому спикеру", — подчеркнули в одном из петербургских обучающих центров.