Mail.Ru Group запустила бета-версию нового браузера Atom, сообщает 5 февраля пресс-служба холдинга. Компания позиционирует Atom как безопасный и приватный браузер. Как и скандально известный Amigo, закрытый 8 месяцев назад, Atom разработан на базе Chromium – браузера с открытым исходным кодом, на основе которого работает и браузер Chrome от Google.
О закрытии Amigo компания объявила 31 июля, причиной в Mail.Ru Group назвали негативную реакцию пользователей из-за агрессивного маркетинга. Тогда же компания заявила, что тестирует новый браузер Atom с интеграцией сервисов "ВКонтакте" и упором на приватность и безопасность. Для проверки безопасности нового браузера компания запустила одновременно с анонсом программу поиска уязвимостей с наградой 1 млн рублей за найденную брешь.
"Основной упор в первой версии браузера сделан на то, что мы называем "управляемой безопасностью". Мы хотим, чтобы пользователь четко понимал и принимал риски своей работы в сети. Поэтому мы даем возможность усиливать или ослаблять контроль за теми данными, которые передаются сайтам или сохраняются на компьютере в истории просмотров", - заявили в Mail.Ru Group.
Atom для соцсетей Mail.Ru
На момент анонса была доступна будет только бета-версия нового браузера и только для ПК на базе Windows, версии для Mac и смартфонов будут выпущены позже. Как заверили в компании, разработка продукта будет продолжаться при активной поддержке специалистов по безопасности, "планируется активно участвовать в конференциях по безопасности, проводить митапы и хакатоны, а также глубинные интервью с лучшими экспертами".
Mail.Ru позиционирует Atom как приватный и безопасный браузер. Он, в частности, позволяет открывать вкладки в режиме инкогнито в основном окне (интерфейс повторяет Chrome), а также выбирать настройку "всегда открывать в режиме инкогнито" для отдельных сайтов.
Пользователям Atom также дают возможность проверить через специальную панель, какие разрешения на обработку данных они выдают сайту. Например, можно запретить получение доступа к камере и микрофону, а также запись файлов cookie третьих сторон (например, рекламных сетей). Также можно в один клик блокировать раздражающую рекламу и навязчивые предложения подписаться на уведомления от сайтов. При этом браузер сам тоже будет собирать обезличенные продуктовые метрики об использовании браузера для Mail.Ru Group.
Отказаться от отправки статистики можно на этапе установки, уточнили в компании. При этом нельзя отказаться от интеграции вкладок и настроек с других браузеров, установленных на этом ПК. Atom также получает доступ к истории поисков из браузера по умолчанию и на старте работы отражает популярные сайты и запросы пользователя. Поиск по умолчанию стоит от Mail.Ru, в нем не отражаются ресурсы из реестра Роскомнадзора, например, Telegram.org
"Отдельным направлением работы стала оптимизация загрузки сервисов Mail.Ru (включая социальные сети), чтобы сайты загружались мгновенно, даже если у пользователя не самый быстрый интернет", - отметили в компании. В браузере для экосистемы Mail.Ru предусмотрена отдельная вкладка "Отзывы о браузере", где стоят короткие ссылки на все проекты холдинга.
При этом стоит отметить, что браузер Atom запущен после другого анонса Mail.ru Group – собственного аналога "Яндекс. Дзена" - сервиса "Пульс" 1 февраля. Он, как и конкурент, формирует персональную ленту контента с помощью алгоритмов, считывающих поведение пользователя в интернете, а также собирается привлекать СМИ и блогеров. По всей видимости, в холдинге планируют организовать совместную рекламную кампанию "Пульса" на базе Atoma.
На фото: Браузер Atom
Прощупывать почву
На данный момент самым популярным браузером в России остается Google Chrome. По данным Liveinternet, в январе его доля составила 55,8% (73 млн посетителей), на втором месте Mobile Safari от Apple (19,1%, 25 млн), третье место - "Яндекс.Браузер с долей 9.6% (12,6 млн посетителей). Opera и Firefox замыкают пятерку (3,2% и 3,1% соответственно).
По данным "Яндекс.Радара", с 29 января 2018 года по 27 января 2019 года число визитов на Chrome составило 89 млрд, его доля – 41,11%. "Яндекс" - 42 млрд визитов с долей в 19,5%. На третьем месте Safari с числом визитов в 23 млрд и долей в 10,6%. Далее по посещаемости следуют браузеры Opera (6,1%), Firefox (5,3%). Доля Amigo составляла 0,5%.
Аналитики скептично оценивают перспективы нового браузера, однако отмечают, что на этом рынке найдется место самым разным продуктам. По словам главы агентства "Рустелеком"Юрия Брюквина, этот рынок очень конкурентный, на нем есть место даже для платных браузеров.
"Потенциал у этого рынка колоссальный. И в России есть примеры интересных продуктов, которые занимают свою нишу. Один из самых известных платных браузеров (Sphere – ред.), именно в сфере безопасности и конфиденциальности, очень востребован среди определенной аудитории, за него готовы платить немалые деньги, около $100 в месяц. Какие-то попытки в этом направлении делают и наши разработчики. Вот появился и новый продукт от Mail.ru. Ожидать его успешного продвижения, я бы не стал, маловероятно и его появление как основного продукта для госучреждений", - считает аналитик.
Пример "Яндекса" показывает, что даже браузер от крупнейшей российской it-компании не пользуется особой популярностью, отмечает глава агентства Telecom DailyДенис Кусков. "Прощупывать почву можно, но это не значимая заявка для рынка. Вряд ли она будет заметна. Если бы такой браузер выпусти "Ростелеком", то можно было бы предположить, что он будет повсеместно установлен в госучреждениях. Но Mail.Ru Group и Алишер Усманов к тендерам пока отношения не имеет. До Atoma дело точно не дойдет", - уверен он
По мнению Леонида Коника, главного редактора ГК ComNews, занять сколько-нибудь заметную долю в поисковых запросах и среди пользователей –невозможная задача для Mail.ru на фоне "Яндекса" и Chrome. "Поэтому объяснить запуск браузера иначе как амбициями акционера я не могу. Мы помним историю поисковика и браузера "Спутник", которая завершилась бесславным провалом. Я не вижу каким образом можно продвинуть его на рынке. Это исключительно имиджевый проект, желание засвидетельствовать собственный продукт", - уверен аналитик.
Исправить "эффект Амиго"
Для Mail.Ru Group Atom это уже четвертая попытка выпустить собственный браузер. Одновременно с "Амиго" в компании разрабатывали браузер "Go!" с поиском Mail.Ru, однако проект свернули еще до запуска Atoma и публичной презентации, но он по-прежнему доступен для скачивания. Самым громким и заметным продуктом на этом рынке стал именно "Амиго", снискавший среди пользователей в Рунете славу "самого навязчивого" браузера-мема". Компания объяснила его ликвидацию "серыми схемами" партнеров при продвижении браузера. "Для продвижения привлекались партнеры и рекламные сети, часть из которых оказались недобросовестными", - говорилось в сообщении.
Mail.Ru Group выпустила первую версию браузера "Амиго" в 2011 году, тогда он назывался Интернет@Mail.ru. В "Амиго" используется исходный код браузера Chromium. Особенностью браузера стала специальная панель для входа в соцсети "Одноклассники", "ВКонтакте", "Мой мир" и Facebook, а также интегрированный почтовый клиент Mail.ru. В качестве поиска по умолчанию в "Амиго" установлен поисковик Mail.ru.
За 7 лет работы браузер стал объектом шуток и мемов из-за агрессивного продвижения — он незаметно для пользователя устанавливался с другими программами на пиратских ресурсах. Мемом стала фраза "Хотите установить браузер "Амиго" на свой компьютер?", которая всплывает во время установки другой программы. Mail.Ru Group отметила эту особенность своего продукта, опубликовав подборку шуток в своем в Twitter.