Предприниматели, в свою очередь, говорят, что рост коррупции является следствием концентрации власти.
Прокуратура Петербурга в 2018 году выявила 545 преступлений, имеющих коррупционный характер, на общую сумму более 790 млн рублей.
Не обошла стороной
"К сожалению, коррупция не обошла стороной и малый бизнес, — говорит Роман Пастухов, президент Санкт–Петербургского союза предпринимателей. — Но в этом не только вина малых компаний. Когда, например, договоры на аренду земельных участков не пролонгируются, торговые точки сносятся по городу тысячами — все это толкает владельцев нестационарных торговых объектов на незаконные действия с проверяющими организациями".
Глава союза рассчитывает, что благодаря произведенным перестановкам в правительстве города удастся навести порядок в оформлении документов и размещении объектов потребительского рынка. "Это позволит если не ликвидировать, то по крайней мере снизить коррупционную составляющую в общении бизнеса и власти", — считает президент организации.
C ним согласен Сергей Федоров, председатель Ассоциации промышленников и предпринимателей: "Складывать руки перед коррупцией нельзя, она стала настоящим тормозом развития экономики". Он напомнил, что, когда отделения КИО (тогда КУГИ) были в районах, все возникающие вопросы решались проще и с меньшими затратами, чем после того, как районные отделения были упразднены, а решения стали приниматься на самом верху.
"Все это были, к сожалению, коррупциогенные факторы", — заключил общественник.
Законы на контроле
На контроль прокуратуры также взяты нормативные правовые акты, принятые органами государственной власти Петербурга. Экспертиза выявила 369 документов, имеющих под собой коррупционное начало. Вследствие этого подано 149 требований о внесении изменений и 219 протестов.
Как недавно писал "ДП", предприниматели Петербурга запросили экспертную оценку проекта нового федерального закона о торговле в Центре экспертиз СПбГУ. В итоге центр выявил у документа "коррупционный потенциал". "Закон был предложен правительством, готовился 2 года и сейчас поступил в Госдуму. Удивляет то, какой длинный путь он прошел при явных нарушениях, — рассуждает Юрий Рагулин, владелец сети торговых павильонов. — Тем не менее в рамках процедуры оценки регулирующего воздействия в Генпрокуратуре РФ нам отказали, сославшись на отсутствие избыточных запретов и ограничений в проекте закона о торговле".
В отчете ведомства о результатах проведенных проверок также говорится о 545 зарегистрированных преступлениях, больше половины из которых проходит по части взяточничества.
Годом ранее показатели были немного ниже: на 483 нарушения закона приходилось 248 фактов подкупа в противовес нынешним 284 случаям.
Заметно возросло и количество возбужденных уголовных дел по факту коррупции, с 255 до 297, а соответственно, и обвиняемых в их совершении. Если в 2017 году к ответственности привлекались 303 работника различных организаций и структур, то в 2018 году — 363.
В том числе по ст. 290 УК РФ возбуждены уголовные дела в отношении 56 государственных служащих органов власти федерального и местного значения, а также в адрес 21 работника государственных учреждений и унитарных предприятий.
По результатам судебных разбирательств в совершении преступлений коррупционного характера оказались виновны 388 лиц, среди которых 32 сотрудника органов внутренних дел и 29 должностных лиц органов исполнительной власти.
Для сравнения: в 2017 году подтвердилось участие в коррупционных схемах 334 лиц.