Смольный решил достроить ЗСД. Он возведет три развязки, после чего передаст их концессионеру. Это позволит бюджету сэкономить, считают эксперты.
Первой построят развязку на пересечении с Новым шоссе у Белоострова. Это самый простой и недорогой объект из трех — контракт на его строительство на сумму 807 млн рублей принадлежащее городу АО "Западный скоростной диаметр" (владелец самой дороги, которая находится в управлении концессионера — "Магистрали Северной столицы", МСС) заключит с ПО "Возрождение", ставшим единственным участником конкурса.
Развязка подключит к ЗСД Белоостровское шоссе, поселки Песочный и Левашово, а также позволит быстрее попасть на Приморское шоссе и в Курортный район. Как указано в проектной документации, территории, попадающие в зону тяготения развязки, планируют развивать. В частности, в Песочном построят около 300 тыс. м2 жилья, перспективна для застройки и территория Сертолово. В непосредственной близости от будущей развязки расположена промышленная зона Белоостров — крупный резерв под промышленную застройку. Все это поспособствует росту востребованности ЗСД, считают городские чиновники и авторы проекта.
Еще две развязки построят на пересечении ЗСД с Шуваловским пр. (которого в этом месте пока нет) и с ул. Шкиперский проток. Первая дополнительно свяжет магистраль с Приморским районом, вторая — с южной частью Васильевского острова.
Читайте также:
Авто
В Петербурге стали чаще пользоваться ЗСД
Не все сразу
Решения о количестве и местоположении съездов и заездов на ЗСД принимались городом задолго до проведения конкурса на строительство скоростной магистрали. Эти три развязки тоже планировались, но во вторую очередь. Строить их собрались в 2016 году, когда заканчивались работы на центральном участке ЗСД. Зимой 2017 года АО "ЗСД" заключило с институтом "Стройпроект" контракт на 367 млн рублей на разработку проектно–сметной документации. Стоимость строительства объектов оценили в 8 млрд рублей, соглашение о строительстве было подписано на ПМЭФ–2017. В 2016 году МСС рассматривали возможность строительства трех дополнительных развязок за свой счет. Однако в компании не смогли ответить на вопрос, когда и почему было принято решение финансировать их из бюджета.
"Все три развязки заложены в проект как перспективные, при возведении магистрали была оставлена возможность для их строительства. В частности, Приморский район уже давно развивается ускоренными темпами, поэтому было логичным предусмотреть здесь дополнительную развязку — с Шуваловским пр., к тому же существующий съезд на Богатырском пр. сильно загружен", — отмечают в пресс–службе АО "ЗСД".
Такой уверенности с развязкой в створе Шкиперского протока у чиновников не было. В 2013 году за 400 тыс. рублей был подготовлен ее предпроект, однако полноценную документацию заказывать не стали. Тогда власти посчитали это нецелесообразным, и в итоге Васильевский остров связали с ЗСД только в районе продолжения наб. Макарова.
Уже опоздали
Развязку с Новым шоссе планировали построить еще к ноябрю 2018 года, остальные две — в 2019 и в 2020 годах. Однако конкурс по первому объекту объявили только в середине декабря 2018 года. Вероятно, на него просто не были предусмотрены средства. Сейчас в бюджете на строительство развязок с Новым шоссе и с Шуваловским пр. в 2019 году заложено 1,1 млрд рублей, в 2020 году — 4,2 млрд рублей. На василеостровскую развязку средства пока не предусмотрены, но город от нее не отказывается. Из–за ее сложности предварительные сроки начала строительства не называются. Предполагается, что развязка будет иметь семь съездов, кроме того, должна быть построена новая улица и реконструирован Шкиперский мост. Общественные слушания по проекту планировки развязки назначены на 12 февраля. Развязка с Новым шоссе должна быть готова к концу ноября 2019 года, с Шуваловским пр. — годом позже.
Доходные развязки
В АО "ЗСД" уверены, что новые развязки разгрузят транспортные потоки на скоростной магистрали и прилегающих улицах, однако эксперты полагают, что они, наоборот, способны лишь догрузить потоки.
"Для города дополнительные развязки в застройке — это плохо, это только концентрация потоков машин на улицах. Лишний поток транспорта будет съезжать на и без того загруженные дороги. Вторая развязка на Васильевском острове приведет дополнительные машины в центр города. Развязка с Шуваловским пр. первое время может поработать транзитом, большой нагрузки для городских улиц не создаст, но лишь до тех пор, пока в той части не начнут строить жилье", — считает представитель Ассоциации транспортных инженеров Владимир Валдин.
По мнению Валдина, новые развязки с ЗСД — это вопрос привлечения дополнительных машин на скоростную магистраль, которая при текущей эксплуатации не окупается. Здесь есть выгода как для компании "Магистрали Северной столицы", которая эксплуатирует ЗСД, так и для города, который компенсирует концессионеру неполученную прибыль.
На ЗСД сейчас фиксируется до 335 тыс. транзакций в сутки. По итогам 2018 года совершено почти 88 млн транзакций, рост транспортного потока по сравнению с 2017 годом составил около 10%. В МСС полагают, что тенденция к эволюционному росту трафика будет сохраняться, этому будут способствовать и новые развязки.
"Создание и запуск в эксплуатацию перспективных развязок будут способствовать увеличению транспортного потока на магистрали сверх указанного эволюционного роста и, что так же значимо, снятию нагрузки с наиболее востребованных развязок, что позволит исключить вероятность затруднений движения, повысит комфорт пользователей и приведет к дальнейшему росту потока", — отмечают в МСС.
По условиям концессионного соглашения МСС будет взимать плату за проезд по магистрали до 2042 года. Город обязан компенсировать компании недополученную прибыль, минимальный гарантированный доход МСС — 9,67 млрд рублей в год. Так, например, в 2017 году из бюджета Петербурга ушло 5,2 млрд рублей. Потом трафик на ЗСД стал расти, этому способствовал запуск движения по центральному участку, и ежегодные выплаты МСС сократились в среднем до 4 млрд рублей. В 2019 году субсидия составит 3,7 млрд рублей.
Пару лет назад предполагалось, что проект выйдет на самоокупаемость спустя 5 лет после запуска движения по всему участку — после 2021 года. Однако осенью 2018 года Смольный уже озвучил приблизительные выплаты к 2024 году — 300 млн рублей.