Выставка "Не верь глазам своим. Обманки в искусстве" отличается от большинства русских выставок. У нее есть остроумный и зрелищный замысел, в то время как среднестатистическая экспозиция у нас дальше развески с этикетажем не идет. Эрмитаж на этот раз показывает разнообразные арт–обманки из своей коллекции: от древнеегипетских предметов погребального культа до 3D–принтера, на глазах у зрителей созидающего копию древнеримского торса.
На первом этаже отреставрированного несколько лет назад Малого Эрмитажа выстроен просторный музейный зал(от настоящего не отличишь). Слева и справа от него — два коридора со встроенными в фальшстены витринами. Высокие закругленные сверху арки закрыты гигантскими фоторепродукциями романтических пейзажей. Экспозиция эффектная и чрезвычайно насыщенная. Около 700 экспонатов из коллекции музея — на все вкусы. Глаза разбегаются, сосредоточиться не помогают даже приготовленные для удобства зрителей увеличительные стекла, с помощью которых можно рассмотреть миниатюрные произведения. Публика пребывает в блаженной растерянности, как и положено на интересной выставке. Кто–то не может оторваться от перспективной иллюзии, выстроенной на фасаде шкафа–кабинета с множеством секретных ящичков. Кто–то застыл перед древнегреческими блюдами, на которых извиваются окуни и каракатицы. Знаменитые картины, столь явственно изображающие вещи, что их легко принять за настоящие, — тромплёйи (от французского trompe–l'oeil — обманка) — пользуются особенной популярностью.
Все, что здесь показано, иллюзорно и рукотворно. Роспись имитирует рисунок мрамора, фаянс не отличишь от бирюзы, рельеф — от живописи, гроздь винограда — от ее фарфоровой копии. Увлекательная игра занимает публику, и тут не стоит гадать, какой могла бы быть концепция подобного проекта. Искусствоведческие идеи или интеллектуальные игры занимательному зрелищу как будто ни к чему. Пусть в ведущих мировых музеях на одной эффектности далеко не уедешь, в наших палестинах можно вполне обойтись. Столько редких вещей наконец достали из запасников! Так что по местным меркам это очень удачный проект.
Станислав Савицкий, арт–критик