Уже третье десятилетие в России, правда, не с таким размахом, как в Европе, отмечается 14 февраля — День всех влюбленных, или Валентинов день. "ДП" накануне праздника разбирался, прижился ли он у ретейлеров, кому удается заработать на нем и что петербуржцы предпочитают дарить своим близким.
Несмотря на отмечаемый в некоторых сегментах ретейла рост продаж 14 февраля, сравнивать этот день с такими массовыми распродажами, как "Черная пятница" или "Киберпонедельник", а также "гендерными" 23 февраля и 8 марта, участники российского рынка совсем не спешат. В качестве сильного конкурента Дня всех влюбленных в России можно назвать Всероссийский день супружеской любви и семейного счастья, приходящийся на 8 июля. В этот день Русская Православная Церковь отмечает день памяти святых Петра и Февронии.
Продуктовые ретейлеры поставили на интернет
Как сообщили "ДП" в пресс-службе компании "Лента" специальный ассортимент к 14 февраля у сети не предусмотрен, но тематические товары (например шампанское, конфеты) будут выделены специальным образом. Также предусмотрены онлайн-кампании для покупателей.
На торговле в интернете намерены сделать ставку и "О'Kее".
"Ко Дню всех влюбленных — 14 февраля для удобства наших покупателей мы планируем создать отдельную тематическую категорию товаров на нашем сайте интернет-магазина okeydostavka.ru. Мы включим в нее сладости, вино и шампанское, фрукты и тематический NonFood — игрушки, статуэтки и предметы с символикой этого романтичного праздника", — рассказали там.
Как добавили в пресс-службе продуктового ретейлера, судя по статистике прошлых лет, по сравнению с другими неделями года средний чек в интернет-магазине "О'Кея" на День всех влюбленных возрастает более чем на 10%, исключая предновогодние покупки. В прошлом году, в частности, россияне дарили друг другу вазы, халаты и фотоальбомы, аналитики интернет-магазина okeydostavka.ru зафиксировали значительный рост спроса именно на эти товары.
Однако абсолютными лидерами по числу покупок все же оказываются сладости. На первой строчке рейтинга — конфеты, за ними, несмотря на зимний сезон, свежая клубника и торт "Наполеон". В двадцатке наиболее популярных товаров оказались также соль для ванн и португальское вино.
В X5 Retail Group коротко сообщили, что в наиболее распространенных магазинах "Пятерочка" никаких специальных акций в принципе проводиться не будет.
По мнению владельца сети "Реалъ"Александра Мышинского, с каждым годом значение праздника в России снижается, в том числе за счет позиции российских властей по продвижению отечественных аналогов. "В прошлом году День всех влюбленных на наши магазины никак не повлиял. Думаю, что в выигрыше могут остаться те магазины, где есть небольшие недорогие сувениры, а также прибыль возможна у тех, кто торгует цветами и шоколадом", — поясняет он.
Смежный бизнес
Гендиректор "INFO Line-Аналитики" Михаил Бурмистров не согласен с тем, что праздник свое значение утрачивает с годами. По мнению эксперта, хотя с точки зрения генерации коммерческого спроса День всех влюбленных не догоняет 8 марта и 23 февраля, но стал серьезной опорой для маркетинговых активностей ретейла, которую можно сравнить с "мини 8 марта". Традиционно востребованными у покупателей в праздник являются парфюмерия, ювелирные изделия, обувь, одежда, гаджеты, бытовая техника. "Если же говорить о смежном бизнесе — то прибыли растут, естественно, например, у салонов красоты", — говорит Михаил Бурмистров.
Как отмечает директор по маркетингу "Ситилинк" Александр Дедов, в такие праздники возрастает потребность в разноплановых подарках для близких, причем не только для "вторых половинок", но и для мам, пап, сестер и братьев, лучших друзей, поэтому в компании применили принцип комплекта "купи один товар, второй получи в подарок". Этот подход помогает покупателю выбрать более одного подарка, при этом получить выгоду в цене. Подборка из двух предметов открывает возможности для обеих половинок совершить совместную покупку, а при желании порадовать и себя.
Прирост в этот период наблюдается в таких категориях, как ноутбуки, смартфоны, но еще больше в категории "Гаджеты для красоты или здоровья". По итогам прошлогодней акции в сравнении с обычными днями самый активный рост (36%) продемонстрировали устройства для здоровья, среди которых можно встретить пульсометры и шагомеры. Далее расположились гаджеты для красоты — 33% — всевозможные приборы для укладки и триммеры. Около 25% пришлось на электроинструменты, и столько же на товары для спорта и отдыха вроде электросамокатов и прочего "транспорта". Чуть меньший рост наблюдается в категории "Видео- и фототехника" — 23%. "Такое разнообразие покупок лишний раз доказывает, что праздник в нашей стране воспринимается не буквально — россияне дарят на 14 февраля подарки всем близким", — констатировал Александр Дедов.
По словам директора по маркетингу сети парфюмерии и косметики "РИВ ГОШ" Дмитрия Подолинского, День святого Валентина, безусловно, является одним из периодов активных продаж, которые компании подогревают маркетинговыми акциями и мероприятиями. Например, в этом году "РИВ ГОШ" проводит в новом флагманском магазине в Москве в ТЦ "Афимолл" вечеринку, посвященную дню всех влюбленных. "Впрочем, влияние подобных поводов на продажи не стоит переоценивать. Конечно, 14 февраля отличается от среднегодовых показателей, но рекордов магазины в эти дни никогда не ставили. Перед 8 марта или Новым годом продажи гораздо активнее", — отмечает он.