Пора на Царьград. Константинополь XIX века в "Росфото"

Автор фото: Росфото
Альфонс Рюбеллан. Панорама Константинополя, 1870–е. Альбуминовый отпечаток. Собрание Павла и Анастасии Хорошиловых

 

Венедикт Ерофеев в своей знаменитой поэме писал: "Все на свете должно происходить медленно и неправильно". Так оно и есть. В Петербурге нет ни настоящего музея современного искусства, ни сети галерей, соразмерной масштабам мегаполиса. Зато есть государственный центр фотографии, который даст фору подобным зарубежным институциям. Здесь делают топовые проекты, причем самые разные: от экспозиций мировых звезд до выставок о моде. Благодаря "Росфото" в России хранится уникальная коллекция ранней британской фотографии.
Нынешний проект, впрочем, приехал из Москвы — из Мультимедиа Арт Музея. И даже там он не потерялся, хотя, казалось бы, где Турция XIX века — и где классики мировой фотографии, да еще под эгидой новейших технологий. Интерес к этим снимкам — это интерес к древнему городу, который был столицей великих империй. Городу на границе Востока и Запада. Гигантскому мегаполису, едва ли не крупнейшему в Европе, если, конечно, Стамбул когда–нибудь станет Европой. И живописному порту, в котором сохранились архитектурные памятники Древнего Рима, Византии и Османской империи.
Этот Стамбул мы и видим на фотографиях позапрошлого века, сделанных в основном европейцами. Их всегда тянуло на Восток, пусть географически Турция — такой же Восток, как Сахалин в советских представлениях Крайний Север. Фотография зарождается в этой стране с легкой руки французов. Примерно тогда же, когда Гюстав Флобер и Эжен Делакруа наслаждались экзотикой, путешествуя по Османской империи и Северной Африке, их соотечественник Жозеф–Филибер Жиро де Пранже сделал первую в Турции фотографию. Это была — ни больше ни меньше — панорама Стамбула. Итальянцы, британцы, шведы и французы за несколько десятилетий привили местной публике вкус к фотографии. А при султане Абдул–Хамиде II — по совместительству фотографе — она стала важнейшим из всех искусств. Благодаря этим снимкам теперь не составляет труда совершить путешествие в Константинополь второй половины XIX века. Виды Босфора и порта, Большой рынок и центральные улицы, портреты знати и простолюдинов, Айя–София и другие святыни и архитектурные красоты — русским этот город особенно дорог. Ведь с детства мы грезим легендами и преданиями о Царьграде.
Станислав Савицкий, арт–критик