Fazer отчиталась о снижении финансовых показателей в 2018 году. Выручка упала до 1,62 млрд евро, а прибыль — до 84,2 млн. Среди причин — погода, курсы валют и снижение интереса потребителя к премиальному сегменту хлеба.
Согласно данным компании, годом ранее выручка от реализации составила порядка 1,64 млрд евро, а прибыль — 92,1 млн евро. Среди причин низких результатов прошлого года в Fazer называют необычно жаркое лето, рост конкуренции, а также низкие показатели хлебопекарного подразделения в России и Швеции, где компания генерирует значительный объем выручки, и ослабление всех основных иностранных валют, используемых производителем.
Ведущий специалист отдела анализа рынков компании "Открытие Брокер" Алексей Корнилов полагает, что слабость результатов можно отнести к трудному году по независящим от Fazer причинам, которые могут изменить свое влияние в 2019 году. Он оценивает снижение шведской кроны и рубля к евро примерно на 6 и 10% соответственно. "Если сделать поправку на валютную переоценку, то выручка компании год к году даже увеличилась", — считает аналитик.
Между тем в компании указывают, что на снижение показателей хлебопекарного подразделения Fazer в РФ повлиял и спад покупательной способности. Отмечается, что по–прежнему популярен ремесленный хлеб, однако российские потребители все больше обращают внимание на менее дорогие сегменты. "Fazer относится к премиальному сегменту, и сокращение расходов российскими потребителями могло коснуться их продукции прежде всего", — согласен Корнилов. В российском подразделении компании не прокомментировали эти данные.
Снижение производства хлеба, в частности, в Петербурге связано с усилением тренда потребления свежеиспеченной продукции, который способствует оттоку клиентов к частным производителям и сокращает объем продаж хлебобулочных изделий промышленного выпуска, считают в информационно–консалтинговом агентстве INFOLine. Например, пекарням шаговой доступности или пекарням при сетевых магазинах. Вместе с тем меняются потребительские предпочтения в отношении хлеба под воздействием мировых и общероссийских трендов, говорят эксперты. Потребители при выборе продукта начинают обращать внимание на такие показатели, как порционность и польза для здоровья. В Петербурге в этом направлении как раз работают крупные игроки. Помимо Fazer аналитики называют "Каравай" и "Дарницу".
Добавим, на российском рынке Fazer продает хлеб, шоколад и конфеты, замороженные продукты (также реализует продукцию под брендом "Хлебный дом"). У компании три производственные площадки в Петербурге и одна в Москве. При этом Fazer не раз говорила о планах создать еще одно производство в Петербурге. Однако в 2017 году стало известно, что в связи с падением хлебопекарного рынка строительство откладывается на несколько лет. Тогда же Минпромторг РФ сообщал, что за 10 лет потребление хлеба в стране сократилось на 25%: с 66 до 49 кг на человека в год.
В 2017 году выручка от реализации хлебопекарного направления российского подразделения ООО "Фацер" составила 189,1 млн евро, сообщала компания. Отмечалось, что двузначный рост показала категория замороженных хлебобулочных изделий, в частности хлеба.
Согласно информации СПАРК, в 2017 году выручка ООО "Фацер" составила порядка 14,39 млрд рублей. Финансовые результаты за прошлый год компания пока не публиковала.