Махач Хайбаев (24 года) умеет безошибочно определять размер обуви, лишь взглянув на нее. Свою первую коллекцию под брендом Migliori он создал в 18 лет. За все время работы его компания изготовила более 5 тыс. пар обуви на заказ. Оборот за прошлый год составил 37,5 млн рублей.
Будущий предприниматель родился в Махачкале, переехал в Петербург в 15 лет. Параллельно учебе на инженера телекоммуникационных систем в ИТМО Махач работал менеджером по продажам в ателье по пошиву обуви Sarunni. Здесь он окончательно понял, чем хочет заниматься, и, так и не получив диплома инженера, начал карьеру предпринимателя.
"До того как прийти в ателье, я работал промоутером в табачной компании. Она заботилась о нашем внешнем виде и выделяла на это деньги. По тем временам для студента я очень хорошо зарабатывал, мог позволить себе дорогую обувь. К сожалению, ее постоянно портила питерская соль. В итоге я научился правильно ухаживать за ней, полировать до блеска и так увлекся всем этим, что пришел на работу в ателье", — вспоминает Махач.
Свою первую коллекцию мужской обуви — четыре пары — он выпустил, когда ему было 18 лет. Вложения составили 28 тыс. рублей, обувь изготовили мастера Sarunni. "Они сделали лекала, кожу отполировал сам. Получилось качественно, стильно и современно — из–за интересного сочетания материалов", — говорит предприниматель. Обувь стояла в салоне работодателя: предприимчивый юноша приводил сюда, как в шоу–рум, клиентов, которых находил в Instagram. Процент с продаж уходил владельцу ателье.
В 19 лет Махач открыл шоу–рум, аренда которого обходилась в 30 тыс. рублей в месяц. Со временем он обзавелся собственным небольшим цехом (оборудование было куплено за 70 тыс. рублей). Свой бренд он назвал Migliori. С итальянского это слово переводится как "лучший".
"Мне нравится делать обувь и дарить эмоции: когда мужчина надевает мою пару, он очень доволен своим внешним видом, а его облик становится цельным и законченным", — говорит Махач.
Migliori производит современную классику: оксфорды, лоферы, дерби, цельнокроенные туфли и т. д. Все делается вручную: подбираются колодка, цвет кожи конкретной модели, шнурки, подкладка. Главное, чем выделяется продукция Махача, — комбинация материалов, градиентные цвета, качество исполнения и точная посадка по ноге. Размеры покупателя сохраняются в базе компании.
Ошибки и опыт
"Я знаю весь технологический процесс от и до, куда какой гвоздик вбить. Но делать обувь сам не могу: у меня нет навыка, его надо долго развивать", — признается Махач. Мастеров он искал через знакомых и по интернету. Чтобы получить работу, им нужно было изготовить пробную пару обуви за день из отходов производства. Среди клиентов Махач нашел своих первых инвесторов: вложения составили 1,9 млн рублей. В 2016 году другой инвестор вложил в стартап еще примерно 1,2 млн рублей.
"У меня было искреннее желание заработать денег себе и партнерам. Ошибкой стало то, что я не разбирался в нюансах и условиях работы с инвестором, к тому же они были непрофессиональными инвесторами", — объясняет он. Постепенно Махач пришел к выводу, что хочет делать бизнес один.
В 2016 году он переехал в Москву и начал все с нуля, зарегистрировав новую компанию в январе 2017 года. Первые вложения составили 100 тыс. рублей (аренда помещения, покупка швейной машинки и станка). Заказы принимались по предоплате. Максимальная мощность производства составляла 280 пар в месяц. Сейчас в каталоге компании более 60 вариантов. По словам предпринимателя, при изготовлении пары обуви совершается 249 типов операций. Изменив детали по своему вкусу, можно сконструировать примерно 6 млн пар обуви. Материал для производства закупается во Франции, Италии и Англии.
Целевая аудитория компании — предприниматели, чиновники, топ–менеджмент, а также успешные специалисты, например адвокаты и юристы. "Они ценят комфорт и хотят, чтобы при взгляде на их обувь было ясно, что это уникальная вещь, сделанная для них вручную", — поясняет юноша.
По словам Махача, среди его клиентов — топ–менеджмент ВТБ и Сбербанка. Несколько пар обуви у Migliori заказал пресс–секретарь президента РФ Дмитрий Песков. "Мы делали обувь в подарок Сергею Шнурову — он выступал в ней на концерте в Лондоне. Дарили ботинки телеведущему Андрею Малахову, он провел в них минимум четыре эфира", — говорит Махач.
В месяц на рекламу компания тратит 800 тыс. рублей. Примерно 30% новых клиентов приносит Instagram, часть покупок совершают постоянные клиенты. Только в Москве они заказывают примерно 50 пар в месяц. Один покупатель, например, уже приобрел 34 пары. Средний чек за пару составляет 32,1 тыс. рублей. Самая дорогая была продана за 150 тыс. рублей. Самая большая единовременная покупка — 630 тыс. рублей.
Оборот компании за прошлый год составил 37,5 млн рублей. Сейчас у Migliori салоны в Петербурге и Москве. По франшизе шоу–рум открыт в Махачкале. В ближайшем будущем появятся еще 27 шоу–румов в городах РФ и СНГ. В компании работают 35 человек. В Петербурге продается около 600 пар мужской обуви премиум–класса в месяц.
Российский рынок мужской обуви сегмента средний и выше среднего оценивается примерно в 5 млрд рублей в год. По ценовому сегменту обувь Migliori конкурирует с известными марками, например с Baldinini, Fabi, GFF. В Москве работает около 20 ручных производств обуви на заказ, в Петербурге — значительно меньше.
"Обувь на заказ пользуются популярностью, ведь она делается под конкретную стопу, значит, она будет очень комфортной. В деловой среде принято смотреть на обувь: это главный мужской аксессуар. С него начинается мужской образ, только потом уже идет одежда, поэтому предприниматели оценят качественную обувь ручной работы", — говорит консультант по имиджу и стилю Эка Чохури.