Но Россия может его не исполнить.
Речь идет о спорном активе, на который претендуют его бывшие владельцы — иеговисты — и Медицинский исследовательский центр им. Алмазова. В российской ситуации свидетелей Иеговы тесно переплетены два аспекта, которые отражены в их заявлении в ЕСПЧ: духовный и финансовый. Наиболее важным, как отмечает адвокат Артур Леонтьев, представляющий интересы Общества Сторожевой Башни, Библий и трактатов Пенсильвании (Watch Tower Bible and Tract Society of Pennsylvania, США), головной организации иеговистов, его доверители считают первый. В жалобе авторы указывают, что действия российских властей нарушили ряд положений Европейской конвенции: ст. 9 (свобода мысли, совести и религии), ст. 11 (свобода собраний и объединений) и ст. 14 (запрещение дискриминации).
Поводом к подаче заявления в ЕСПЧ стало положительное решение Верховного суда РФ, куда в 2017 году обратилось министерство юстиции РФ с заявлением о ликвидации Управленческого центра свидетелей Иеговы в России и почти 400 региональных отделений, усмотрев в деятельности иеговистов признаки экстремизма.
Одним из аргументов, которым обосновывали свою позицию представители ведомства, стали журналы и брошюры религиозной организации. В них правоохранители нашли информацию, возбуждающую религиозную рознь, пропаганду исключительности и превосходства граждан по признаку их отношения к религии. Почти 100 печатных материалов было внесено по требованию судов в список экстремистских. Впоследствии апелляционная инстанция Верховного суда РФ признала решение о ликвидации законным и обоснованным.
При этом юрист и эксперт Айдар Султанов говорит о "несправедливости самой судебной процедуры". По его словам, "для этого даже не нужно делать глубокого анализа дела: видно, что, рассматривая заявление о ликвидации 395 юридических лиц, суды не сочли необходимым привлечь их к рассмотрению дела и не допустили их к процедуре обжалования". По оценке эксперта, такой подход находится в противоречии не только с требованиями Европейской конвенции, но и с правовыми позициями Конституционного суда РФ.
Спор на 2 млрд с лишним
Последствием ликвидации стало изъятие собственности свидетелей Иеговы по всей России. Минюст обратился в Арбитражный суд Санкт–Петербурга и Ленобласти (по месту нахождения головной организации российских свидетелей Иеговы) с заявлением о распределении имущества.
Из картотеки арбитражных дел видно, что в список вошел 21 объект, но наибольший интерес представляют петербургские активы организации. В поселке Солнечное располагается имущественный комплекс: на участке площадью 7,1 га построено 30 тыс. м2 недвижимости (в том числе 10 тыс. м2 — жилой), а на Коломяжском пр. — здание бывшего Зала конгрессов площадью 6 тыс. м2 с 10 га земли. Только имущественный комплекс (14 зданий и два земельных участка) у Финского залива был оценен почти в 2 млрд рублей при кадастровой стоимости около 850 млн рублей.
Претендентом на оба эти объекта был Медицинский центр им. Алмазова, который на сегодняшний день уже получил комплекс на Коломяжском пр. На пригородный участок и здания на нем, как сообщила "ДП" начальник административного управления центра им. Алмазова Ирина Бунькова, заявка была подана в Росимущество. "Сейчас проходит оформление передачи имущественного комплекса", — добавила Ирина Бунькова.
В своей жалобе в Евросуд иеговисты трактуют изъятие активов как нарушение Россией ст. 1 протокола 1 к Европейской конвенции (защита собственности) и оценивают их в 79,1 млн евро.
Прекрасные шансы
Обращение свидетелей Иеговы в Европейский суд по правам человека было достаточно быстро коммуницировано, что нехарактерно для практики ЕСПЧ. Россия считает жалобу неприемлемой, поскольку, по оценке представителей государства, заявители злоупотребляют своим правом, нарушая ст. 17 Европейской конвенции. Из ответа РФ следует, что ликвидация организации свидетелей Иеговы являлась не просто правом, а позитивной обязанностью государства: "Вмешательство в право заявителя было пропорционально преследуемым законным целям и являлось необходимым в демократическом обществе".
Опрошенные "ДП" эксперты склоняются к тому, что претензии иеговистов будут удовлетворены. "Безусловно, права заявителей нарушены, никаких реальных фактов при рассмотрении дела о признании этой организации экстремистской не приведено ни в коммуникации жалобы в ЕСПЧ, ни в приговорах российских судов, которые имеются в открытом доступе. Попутно замечу, что понятие экстремизма в национальном праве размыто — это и лайк в соцсетях, и одновременно призывы к свержению государственного строя", — поясняет адвокат адвокатского бюро "Юсланд" Ольга Цейтлина. По ее мнению, аргументация Верховного суда РФ в решении о ликвидации свидетелей Иеговы и их отделений не конкретна и не позволяет ответить на вопрос: в чем заключались экстремистские действия? "Жалоба имеет прекрасные шансы на выигрыш", — резюмирует эксперт.
Можно и не платить
Однако решение ЕСПЧ может быть разным, что в итоге приводит к различным вариантам последствий.
Ольга Цейтлина подчеркивает, что будущее развитие событий будет значительно сильно зависеть от того, что напишет в своем решении Европейский суд. "В лучшем случае он обяжет Россию предпринять меры общего характера, признавая наличие в нашей стране системной проблемы и обязывая власти внести изменения, устраняющие ее, но что же дальше?" — задается вопросом адвокат.
К примеру, в 2014 году Ольга Цейтлина выиграла в ЕСПЧ дело "Ким против России". Европейский суд увидел системную проблему: задержанные мигранты содержатся долгое время под стражей без возможности их выдворения и без периодического судебного контроля. И в этом случае ЕСПЧ указал на необходимость принятия мер правительством РФ для разрешения обозначенной проблемы. Однако она до сих пор сохраняется.
Эксперт Айдар Султанов ставит на оптимистичный сценарий последующего развития событий: "Что касается материально–правовых требований, полагаю, что ЕСПЧ, скорее всего, отложит данный вопрос, дав тем самым российским властям возможность вернуть религиозное имущество, что в последующем могло бы быть принято в качестве восстановления прав".
Однако сценарий не обязательно может быть таким. Как известно, недавно в законодательство были внесены поправки, которые позволяют России не исполнять решения ЕСПЧ, если они противоречат российской правоприменительной практике и позиции, выработанной Конституционным судом. В этом случае представители государства, к примеру Минюст, обращаются в Конституционный суд, который изучает решение Евросуда и дает свое заключение, надо ли его исполнять.
Правда, отмечает Ольга Цейтлина, это редкий случай в российской практике, последний пример — широко известное дело ЮКОСа.
При этом, акцентирует внимание эксперт, нельзя быть уверенным, что в России пересмотр дела по решению ЕСПЧ не приведет к повторению отказа иеговистам в регистрации. Хотя компенсацию за имущество им, возможно, и заплатят.
"Самым важным в этом процессе я вижу не финансовый аспект, а нарушение свободы вероисповедания и создание опасного прецедента по признанию любой организации экстремистской и последующей конфискации ее имущества", — говорит Ольга Цейтлина.
Адвокат Артур Леонтьев отмечает, что если его доверителей не устроит решение Европейского суда по правам человека или его реализация в России, то они могут обратиться в один из судов США.