Торги по активам, связанным с бизнес-империей бывшего сенатора Александра Сабадаша, официально стартовали. Выборгскую лесопромышленную корпорацию (ВЛК) продают за 4,3 млрд рублей, а за имущество Всеволожской промышленной корпорации (ВПК) просят 2,8 млрд рублей. В конкурсную массу включили заводские цеха, спецтехнику и все, что нашлось на предприятиях, вплоть до ниток и дырокола.
В Ленинградской области объявлены торги, которые могут стать крупнейшими в нынешнем году. Сначала с молотка уйдет Выборгская лесопромышленная корпорация, специализирующаяся на выпуске биотоплива. По словам экспертов, рынок экологически чистого источника энергии в России слишком мал по сравнению с мировыми масштабами, поэтому новым владельцам бизнеса нужно заранее подготовиться к рискам — нехватке внутренних потребителей, сложной логистике и слабой поддержке отрасли со стороны государства.
Еще одним активом, выставленным на продажу, оказалась Всеволожская промышленная корпорация (площадка ликеро-водочного завода "Ливиз"). За имущество двух банкротных предприятий, имеющих отношение к предпринимателю и экс-сенатору Александру Сабадашу, просят свыше 7 млрд рублей.
От дебиторки до валенок
Торги по первому лоту официально стартовали на площадке "Новые информационные сервисы" в понедельник, 4 марта. Заявки от потенциальных претендентов на покупку ВЛК будут принимать до 8 апреля. Итоги конкурса подведут 11 апреля. В состав имущественного комплекса вошли более 2,5 тыс. наименований основных средств и товарно-материальных ценностей, а также дебиторская задолженность в размере 509,4 млн рублей. Должником указано АО "Запкареллес" — одна из крупнейших в России и ведущая в Карелии комплексная лесозаготовительная компания более чем с 60-летней историей. Часть активов свободна от обременений, некоторые находятся в залоге у ООО "МФЦ Капитал", банка "Таврический" и АО АКБ "Международный финансовый клуб".
В перечень реализуемых вещей попало почти все, что можно продать, вплоть до перчаток, мыла, дырокола, граблей, валенок и ниток. В списке основных средств фигурируют земельные участки, заводские цеха, спецтехника и оборудование, необходимое для выпуска древесных пеллет, картона-топ-лайнера, лигносульфоната и кормовых дрожжей. Всю эту продукцию производили на ВЛК осужденного бизнесмена Александра Сабадаша. После ареста предпринимателя, как сообщал ранее "ДП", у предприятия начались проблемы с кредиторами, часть из которых потребовали банкротства компании.
На фото: Александр Сабадаш на одном рабочих совещаний в 1999 году. Бизнесмен редко попадал в кадр фоторепортеров
По данным СПАРК, формально собственниками ВЛК являются две кипрские компании и Николай Рыжков, который в прошлом указывался как владелец ООО "Факел". Этой фирме принадлежал небольшой пакет акций водочного завода "Ливиз", еще одного актива Александра Сабадаша. В апреле 2018-го Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти признал ВЛК банкротом и объявил конкурсную процедуру. Предприятие считалось флагманским активом Сабадаша с оборотом свыше 5 млрд рублей в год.
На момент банкротства ВЛК основная масса требований на 7,3 млрд рублей была заявлена Дмитрием Чекулаевым, который возглавлял "Выборгскую целлюлозу". Собственником этой структуры выступала британская Vyborg LTD, тоже связанная с Сабадашем. Эксперты еще перед стартом торгов сомневались, что имущество ВЛК быстро найдет покупателя. Такое мнение объяснялось тем, что крупнейшим кредитором оказалась структура самого опального бизнесмена, которая могла повлиять на реализацию активов.
Сделка с рисками
Мощности ВЛК по производству экологически чистого источника энергии оцениваются в 1 млн тонн в год. Однако правительство России довольно скептически оценивает перспективы этого рынка. Так, в утвержденной недавно стратегии развития лесного комплекса до 2030 года говорится, что мировой спрос на пеллеты, используемые в качестве биотоплива, в последнее время рос со среднегодовым темпом 13% и составил 27,8 млн тонн. При этом динамика рынка значительно замедлилась. Например, в Европе — основном потребителе пеллет — темп роста спроса сократился до 5%.
В стратегии сказано, что среднегодовое производство пеллет в России составляет около 1,1 млн тонн, при этом внутреннее потребление близко к нулю, практически весь производимый объем экспортируется. Более 90% экспорта направляется в Европу, около 10% — в Азию.
Эксперты правительства прогнозируют, что спрос на пеллеты к 2030 году может вырасти до 41-52 млн тонн. В информационно-аналитическом агентстве "Инфобио" с таким прогнозом не согласны. По их расчетам, рынок древесных гранул должен вырасти намного больше — до 92 млн тонн в год.
"Рост в промышленном потреблении будет определяться успешностью реализации планов по увеличению доли возобновляемых источников энергии в мировом энергобалансе (главным образом в странах Европы, Корее и Японии). Значимым фактором, определяющим динамику спроса на пеллеты, будет также динамика цены на газ. При сохранении низких цен на традиционное топливо и при отсутствии государственной поддержки у домохозяйств и предприятий Европейского союза не будет повышаться мотивация перехода на пеллеты", — отмечается в документе.
В кабмине заявляют, что на российском рынке в настоящий момент отсутствуют экономические предпосылки для использования пеллет в заметных объемах. Производство пеллет внутри страны к 2030 году прогнозируют максимум до 2,8-5,2 млн тонн в зависимости от рыночной конъюнктуры. На отечественном рынке перспективным направлением считается перевод на биотопливо отдельных котельных. Эффект от мероприятий по стимулированию производства, экспорта и потребления биотоплива на федеральный и региональные бюджеты России в 2030 году может составить 1,4 млрд рублей в год.
Одна из наиболее крупных российских компаний по сборке оборудования для изготовления топливных гранул ALB Group проанализировала ситуацию и пришла к выводу, что внутренний рынок пеллет не растет, а несколько теряет в объемах. Так, за 2017 год было произведено 1,3 млн тонн пеллет, а за январь-сентябрь 2018 года — 972 тыс. тонн. "В то время как государства Европы выдают субсидии предприятиям, работающим на "зеленом" топливе хотя бы частично, на внутреннем российском рынке "опилочная энергия" не является сколько-нибудь серьезным конкурентом для традиционных угля и газа", — подчеркивают в ALB Group.
В компании признают, что крупные потребители топлива в России — муниципальные котельные, промышленные предприятия — неповоротливы в принятии решений. Традиционные виды топлива используются повсеместно, из-за чего трудно уговорить дирекцию предприятий переоборудовать котельную под пеллеты из соображения экономии и экологичности.
"К счастью, государство начало двигаться в этом направлении и внедрять программы по поддержке пеллетного бизнеса. Однако дотации на покрытие расходов по транспортировке может получить не каждый завод, а такая проблема, как малый спрос на пеллеты на внутреннем рынке, не берется в расчет", — предостерегают эксперты насчет возможных рисков владельцев пеллетного завода.
Упали в цене
Торги по второму лоту начнутся на электронной площадке "Тендер Гарант". Прием заявок от желающих вложить 2,8 млрд рублей в активы Всеволожской промышленной корпорации стартует 8 апреля, а завершится 31 мая. В перечне распродаваемого имущества указаны земельные участки и здания в промзоне Кирпичный Завод на востоке Всеволожска, где ранее располагались мощности завода "Русский дизель", комбината "Меликон", "НеваМазСервис", Всеволожского ремонтно-механического завода, ликеро-водочного завода "Ливиз" и других крупных предприятий. В список также попали несколько транспортных средств, в том числе фургоны, полуприцепы и погрузчики.
ВПК входила в бизнес–империю Александра Сабадаша и тоже прошла процедуру банкротства. Крупнейшими кредиторами организации были заявлены банки "Российский капитал" (350 млн рублей) и "Таврический" (1,6 млрд рублей). Конкурсное производство по решению арбитража запустили в сентябре 2017-го.
По информации из базы СПАРК, официальным владельцем ВПК до апреля 2017 года был офшор Diesel Ltd с острова Джерси, находящегося под юрисдикцией британской монархии, но не входящего в состав Великобритании. Однако 2 года назад стопроцентной долей в компании завладел Игорь Глинский — генеральный директор ООО "Техсервис". Эта структура занимается оптовой торговлей лесоматериалами и строительными изделиями.
Имущество ВПК выставляют на торги не впервые. Последний раз продать активы пытались в феврале, однако найти покупателей не удалось. На конкурс не было подано ни одной заявки. В конце прошлого года торги завершились аналогичным образом. Тогда за предприятие просили 3,1 млрд рублей. Таким образом, цена ВПК с 2018 года снизилась примерно на 300 млн рублей.
Как писал "ДП", в октябре 2017 года Смольнинский районный суд признал Александра Сабадаша виновным по делу о махинациях с деньгами в банке "Таврический". Бизнесмена приговорили к 8,5 года колонии и 100 тыс. рублей штрафа. Сроки также получили экс-управленцы банка Сергей Сомов и Дмитрий Гаркуша. Кроме того, суд удовлетворил гражданский иск на 189,5 млн рублей.
По версии следствия, Сергей Сомов вступил в сговор с Александром Сабадашем, чтобы похитить деньги банка. К указанному плану был привлечен член правления "Таврического" Дмитрий Гаркуша. Затем кредитная организация якобы оформила серию договоров с компанией "Милан", которая в тот момент не занималась предпринимательством. Деньги должны были пойти на покупку импортного оборудования по производству стеклянных бутылок для завода "Ливиз". Похищенные средства в размере 189,5 млн рублей, как утверждало обвинение, были переведены на счет компании "Ренессанс премьер" в Чехии. Позже банк "Таврический" прекратил обслуживать клиентов, после чего Центробанк ввел в нем временную администрацию.
Еще раньше, в 2015 году, Гагаринский суд Москвы признал Сабадаша виновным в покушении на мошенничество при возврате НДС на сумму 1,87 млрд рублей и приговорил его к 6 годам колонии общего режима.