Все больше владельцев АЗС сходятся в том, что дополнительные услуги на автозаправочных станциях приносят хорошую прибыль. Особенно высокой маржинальностью, по мнению игроков рынка, обладает кофе, продаваемый в магазинах и кафе при АЗС. По примерным оценкам, выручка от продажи подобных товаров может достигать до 20% от общего объема выручки на заправках.
Крупные игроки российского рынка автозаправок (на конец 2018 года — это "Роснефть", "ЛУКОЙЛ" и "Газпромнефть") обратили внимание на призаправочный ретейл еще пару лет назад. Так, в 2016 году "Роснефть" отчиталась о выручке 2,4 млрд рублей только от продажи кофе на своих заправках, в том же году "Газпромнефть" получила на кофейном спросе клиентов 2,1 млрд рублей. В марте 2018 года еще один гигант российского рынка — "ЛУКОЙЛ" — назвал кофе на заправках "высокомаржинальным баррелем". Вице-президент по поставкам и продажам компании Вадим Воробьев отметил, что выручка от продажи нетопливных продуктов в России покрывает операционные расходы АЗС "ЛУКОЙЛ" на 33%. При этом за рубежом этот показатель у заправок еще выше и может доходить до 100%.
На кофеине
В 2018 году "Роснефть" начала активно развивать формат кафе при АЗС среднего и малого формата. Целевая аудитория таких кафе — дальнобойщики и клиенты, которые находятся далеко от дома. Кофе в таких точках "Роснефть" хотела продать на 4 млрд рублей (45 млн чашек), что было бы на 40% больше, чем в 2017 году. Правда, по итогам 2018 года, если судить по отчетности компании, результаты оказались хорошими, но, видимо, не столь глобальными, как хотелось бы самой "Роснефти", — выручка от деятельности кафе выросла на 14% по сравнению с 2017 годом, а продажа сопутствующих товаров и продуктов на заправках — на 6%. Сколько составили продажи именно кофе, в компании не уточняют.
При этом "Роснефть" сохраняет амбиции создать кафе во всех своих АЗС по стране, что непросто, учитывая, что она крупнейший игрок на рынке, владеющий почти 3 тыс. заправок.
Еще один гигант рынка — АЗС "Газпромнефть" — отчитался, что по итогам 2018 года выручка от продажи горячих напитков в России выросла на 9% и составила 3 млрд рублей. Рост спроса на напитки касался не только кофе, но и энергетиков, причем также тех, которые "Газпромнефть" выпускает под собственной маркой G-Drive. На собственных автозаправках компании и на заправках партнеров было продано более 29 млн чашек кофе, это на 5% больше, чем было продано годом ранее. Рекорд по продаже напитков на одной станции составил более 1 тыс. чашек в день. В среднем на заправках ежедневно продавалось 75 чашек горячих напитков под брендом G-Drive.
АЗС "Газпромнефть" сотрудничает в части реализации продуктов собственной торговой марки с крупными российскими торговыми сетями. При этом продажи продуктов под своей маркой G-Drive росли у компании особенно хорошо. Так, энергетики "Газпрома" составили более 50% продаж всех энергетиков в магазинах сети АЗС.
Если говорить о продажах сопутствующих товаров на заправках "Газпромнефть" в Петербурге и Ленобласти, то там также наблюдался рост. Так, представители компании сообщили "ДП", что в прошлом году выручка сети АЗС "Газпромнефть" от продажи горячих напитков в Петербурге выросла на 6,5% и составила более 201,3 млн рублей. В Ленобласти выручка выросла на 9,4% и составила более 116,1 млн рублей.
"Наиболее востребованным напитком у клиентов по-прежнему оставался кофе: за 2018 год на АЗС сети в Петербурге и Ленобласти было продано 2,8 млн чашек. В среднем на петербургских заправках продавалась 91 чашка горячих напитков в день, на заправках Ленобласти больше — 121 чашка. Рекорд в регионе по продажам горячих напитков на одной заправке за день установила АЗС № 45 в г. Приозерске, которая 4 августа 2018 г. продала 857 чашек кофе", — поделились представители "Газпром нефти".
Химчистки и хот-доги
Заместитель генерального директора ООО "ПТК" Леонид Чурилов считает, что модель кафе при АЗС становится все наиболее выгодной для заправок. Причем сопутствующие услуги также могут приносить хорошую прибыль: "Среди услуг часто выделяются мойки, автосервис и другие. Например, меньше года назад один из наших партнеров открыл на АЗС "ПТК" несколько химчисток, где клиенты могут почистить свою одежду, а также автомобильные коврики и другие автоаксессуары. Для АЗС также все выгоднее становится создание кафе и магазинов при заправках. Мы наблюдаем высокий спрос на кофе, снеки, прохладительные напитки. Особенно клиенты любят кофе. Прибыль от подобных сопутствующих продаж растет. В среднем у АЗС объем выручки от реализации продуктов через магазины и кафе примерно 10-20% от объема всей выручки, включая услуги по заправке автомобилей", — рассказал он.
При этом эксперт отмечает, что любовь к кофе у водителей — отнюдь не старый тренд. Эта тенденция появилась в последние годы, и Леонид Чурилов связывает ее с изменением в потребительской культуре россиян: "В последние годы мы можем наблюдать своеобразную кофеманию среди россиян, они все больше привыкают покупать кофе togo. Поэтому и покупки на заправках стали восприниматься как нечто естественное. Учитывая быстрый темп современной жизни, наличие дополнительных полезных услуг для автомобилистов на заправках удобно для клиентов, и поэтому подобные услуги пользуются высоким спросом", — заключил он.
В компании "Несте Санкт-Петербург" добавляют, что также делают ставку на сопутствующие услуги для водителей. Так, на заправках Neste можно найти щеточные и бесщеточные автомойки, услуги по подкачке колес, мойке стекол и аренде пылесоса. Кроме того, компания организовала сеть кафе при заправках "Больше радости", где помимо традиционного кофе (на который на заправках Neste также повышенный спрос) подают супы и каши. Ассортимент в кафе отличается в зависимости от расположения АЗС (город или трасса), на обновленных АЗС ассортимент при этом шире. Из ассортимента кафе и магазинов при АЗС популярностью пользуются хот-доги, гамбургеры и опять же кофе различных видов.
Представитель Neste отказался называть сумму выручки от реализации сопутствующих товаров и услуг. Но отметил, что процент роста выручки в 2018 году по этому параметру был значительно выше официальной инфляции.
"Роль реализации сопутствующих товаров на АЗС выходит на первый план в актуальных условиях топливного рынка, от успеха этого направления зависит повышение эффективности бизнеса в целом, — отметил директор по региональным продажам "Газпромнефти" Александр Крылов. — Сегодня более 80% расходов на содержание автозаправочных станций "Газпромнефть" покрывается за счет сопутствующего бизнеса".
При этом, как ни странно, товары в вендинговых автоматах, судя по всему, не популярны у водителей. Многие игроки рынка, с которыми беседовал "ДП", признались, что на их АЗС автоматов с продуктами либо вообще нет, либо автоматы существуют в небольших количествах, и они не приносят особенной прибыли.
Первый заместитель генерального директора ООО "ПТК" Леонид Чурилов приводит в пример их собственный опыт: "У нас также есть полностью автоматические АЗС, например в Новгороде, где были построены отдельные модули, в которых разместили вендинговые аппараты — в том числе кофейный аппарат, аппарат со снеками и банкомат. Они позволяют автомобилистам получать товары в режиме самообслуживания. Этот проект функционирует и сегодня, но он не высоко маржинальный, причем только потому, что там нет сотрудника. Если бы сотрудник был, вероятнее всего, он был бы убыточным из-за необходимости выплаты зарплаты", — рассказал он.