Основатель Vortex Sport Тимур Кузьмин (16 лет) вдохновился популярностью рэп–баттлов и запустил проект, где между собой соревнуются не рэперы, а атлеты из самых разных видов спорта. Оборот компании в прошлом году составил 19,2 млн рублей. И это не единственный бизнес юного предпринимателя.
Сейчас 16–летний предприниматель является совладельцем международного спортивного проекта Vortex Sport, управляющим партнером компании BMS LLC (США), разработчиком агрегатора промобюджетов TeamVortex, основателем ретейл–проекта Vortex Coffee и CEO компании Rain Blade (Канада). Оборот его бизнесов, ведущих деятельность на территории РФ, — около 30 млн рублей в год.
Бунтующая кофеварка
Тимур Кузьмин родился в Петербурге в семье предпринимателя Александра Кузьмина (глава группы компаний RH/Retail&HoReCa). Сейчас юноша учится в 10–м классе Columbia International College в Торонто и одновременно — экстерном — в петербургской гимназии "АльмаМатер". Первый стартап Тимур реализовал, когда ему было 14. Это была программа, которую он написал для кофемашины.
"Отец до сих пор против моих занятий бизнесом. Не так категорично, как раньше, но против. Раньше он хотел, чтобы я получил высшее образование и в будущем заменил его в руководстве RH/Retail&HoReCa, но сейчас, я думаю, оставил эту идею как несбыточную, — поясняет Тимур. — У меня с отцом разные взгляды на ведение бизнеса. Поэтому я веду дела самостоятельно — без его советов и вмешательств. Не жду от отца никакой помощи: ни финансами, ни другими ресурсами".
Больше всего молодому предпринимателю помогает родная сестра Ксения. "Если бы не она, я не заработал бы никаких денег в 14 лет и не стал бы управляющим партнером в 15", — говорит Тимур. Ксения Ван де Камп — совладелец компании BMS LLC, занимающейся разработкой программно–аппаратных (software&hardware) решений для сетевого ретейла. В составе BMS LLC есть подразделение по продаже и ремонту автоматических кофемашин. Свободное от школы время Тимур часто проводил в ремонтной мастерской и однажды решил как следует повеселиться: придумал программу, заставляющую кофеаппарат шутить над клиентами. Свой первый код он написал еще в 12 лет, так что создание вируса заняло 2 недели.
"Половина времени ушла на расшифровку протокола обмена данных между кофемашиной и моим компьютером. Вирус выдавал на дисплее кофемашины сообщения типа "твоя чашка кофе пожертвована для бездомных Майами", "сегодня тебе уже достаточно кофе" и так далее", — рассказывает юноша. Механики пожаловались на взбунтовавшуюся кофеварку Ксении, но вместо взбучки Тимур получил деловое предложение доработать ПО, сделав его универсальным для любых кофейных автоматов. Продукт получил имя TeamVortex и впоследствии превратился в сервис, позволяющий максимально увеличить прибыль от продажи кофе на АЗС. Вместе с чашкой кофе машина выдает покупателю скидки на товары, которые могут быть ему интересны. Наиболее удачная сделка — продажа в 2016 году бессрочной лицензии на ПО одной российской компании — принесла BMS LLC $730 тыс. Так у Тимура появились средства, чтобы запустить новый проект — Vortex Sport.
Спортсмены на ринге
Суть проекта проста: под прицелом камер соревноваться друг с другом в силе и выносливости выходят спортсмены, которые не могут встретиться ни на одной другой площадке. Самбист против бодибилдера, каратист против любителя кроссфита, "американский футболист" против регбиста, акробат против "смешанного единоборца" — такие поединки начали активно смотреть любители спорта.
Вложения в запуск и съемки первого сезона в 2017 году составили 2,7 млн рублей. Партнером Тимура стал Артур Корчемный, чемпион мира по боевому самбо. Под его руководством юноша занимался самбо в клубе "Аллигатор" в Петербурге. Первым рекламодателем стал производитель спортивного оборудования Yousteel. Он предоставил стартапу скидки на технику для съемок. Первым рекламодателем, оплатившим спонсорский пакет, была сеть супермаркетов "Лэнд", сотрудничество с ней началось со второго сезона.
Самый большой спонсорский бюджет составил 2,2 млн рублей. Схема монетизации Vortex Sport подразумевает не только рекламу, но и организацию спортивных мероприятий на площадках партнеров и выпуск кобрендинговой продукции. Стоимость подготовки и проведения мероприятия — от 2 млн до 15 млн рублей в зависимости от масштаба и пожеланий заказчика, доходность для организаторов составляет 15–20%. Vortex Sport уже провел спартакиады для энергетических компаний и для сети АЗС Circle K.
"Всего в Vortex Sport вложено 14,6 млн. Возвращено 13,8 млн. Инвесторов я не привлекал, проекту нужны не инвесторы, а партнеры, испытывающие потребность в продвижении своих брендов среди молодой активной аудитории", — говорит Тимур. Некоторые ролики канала по числу просмотров подбираются к миллиону.
В 2018 году Тимур запустил Vortex Coffee — сеть, устанавливающую автоматы по продаже кофе в бизнес–центры, магазины и на АЗС. Они способны принимать банковские карты. Первоначальный объем инвестиций составил 3,2 млн рублей. По задумке, Vortex Coffee станет технологической основой другого стартапа Тимура с рабочим названием "Убер.кофе". "Это агрегация покупок кофе в масштабе континентальных рынков (Китай, США и Канада, Япония, Европа) в партнерстве с одним из крупнейших онлайн–ретейлеров (Alibaba или Amazon), для которого продажа кофе станет особым каналом промокоммуникации с покупателями", — объясняет он. Тимур вместе с сестрой Ксенией развивает еще несколько технологичных проектов на международном рынке.
"В России постепенно снижается возраст предпринимателей, открывающих первый бизнес. Вероятно, это связано с эффектом цепной реакции, когда несколько успешных примеров подростково–молодежного предпринимательства порождают плеяду подражателей. Особенно много их в IT: "стоимость входа" на рынок достаточно небольшая, а востребованность услуг высокая", — поясняет Александр Ружинский, основатель Startup Junior. По его словам, молодые бизнесмены могут выдерживать конкуренцию за счет гибкости мышления и отсутствия ограничивающих паттернов, свойственных людям более старшего возраста, особенно успевшим поработать в корпорациях.