Среди тысяч материнских забот размышления о том, на какой спектакль сводить 3–6–12–18–летнего ребеночка, занимают не самое центральное место. Но как доходит до обустройства культурного досуга и просвещения, так начинаются сомнения, страхи, воспоминания о собственных детских травмах от походов в неправильные театры и звонки друзьям–актерам и театральным критикам. Нехватку постановок, которые говорят на одном языке с детьми и при этом симпатичны их родителям, не восполнит и десяток фестивалей. Посему появление нового — да еще с весьма многообещающим названием "Маленький сложный человек" — можно только приветствовать.
Виновники грядущего торжества — молодые и крайне шустрые сотрудники Большого театра кукол, команда БТК–феста, создатели БТК–лаборатории для молодых режиссеров. Не вступая в конкуренцию со старшими товарищами — тюзовской "Радугой" или зазеркальным "Арлекином" — они нацелились на современную детскую литературу (преимущественно зарубежную переводную в изданиях "Самоката" и "Поляндрии"), которая и на сцене воплощена максимально современно. То бишь с повышенной интерактивностью и/ или документальностью, экспериментами с формой и/ или содержанием. Ну а главный критерий фестивального отбора спектаклей значится в самом его названии.
Любые маленькие достойны сложных тем и разговоров "по–взрослому". Возрастной ценз в афише — от 4+ до 14+, но ни в одной группе нет постановок из класса простейших. Каждый день с 27 марта по 1 апреля несколько показов на трех сценах БТК (плюс два выездных спектакля в Александринском театре и Karlsson Haus), дискуссии и презентации в буфете, целый день режиссерских эскизов — глаза разбегаются. Собирать их в кучку можно по формальному принципу (кто в сцену превращает стол, а кто — сами стены), по территориальной принадлежности (Петербург, Москва, Архангельск, Клайпеда и чемпион — ТЮЗ из Нягани), по возрасту целевой аудитории. Мы пойдем от противного.
На фото: "Дашенька, или История щенячьей жизни"
То есть от подростков. Этой нелицеприятной, отчаянно требовательной публике адресованы хорошо известный опыт Михаила Патласова "Ливия 13" — страшноватый спектакль–тренинг о школьном буллинге (28 марта, Александринский театр), "Я — есть" Няганского ТЮЗа, созданный по пьесам, написанным тамошними подростками, и уже вошедший в лонг–лист "Золотой маски" (31 марта), а еще — "Папа встретит меня в L.A." Архангельского областного молодежного театра (29 и 30 марта), в котором по воле петербургского режиссера Максима Соколова зрители лежат в кроватях, артисты буквально замурованы в стенах и лишь главный герой — мальчик Оскар в исполнении Кирилла Ратенкова — свободно перемещается по пространству и времени, между реальным и воображаемым мирами. Без однозначного хеппи–энда.
Дети среднего школьного возраста по сложности внутреннего мироустройства ничуть не уступают подросткам. Это вполне красноречиво утверждают спектакль–дуэт театра "Суббота" о школьных друзьях и врагах (и снова о буллинге) "Цацики идет в школу" (29 марта) и милейшая постановка БТК "Мой дедушка был вишней", в которой Иван Пачин поэтически решает вопрос (ни много ни мало!) жизни и смерти (28 марта).
Детям поменьше везет, как обычно, больше. Благодарной аудитории 4–6+ предназначены смешной мастер–класс "Как стать художником" московского театра "Снарк" (28 марта) и жутковатый игрушечный "Крокодил" петербургской лаборатории Tricktrek (28 марта), очаровательные "Приключения кролика Эдварда", которые Клайпедский театр кукол разыгрывает на маленьком столике (29 марта), и залихватское "Вафельное сердце" москвичей "ТО9" (28 марта), "Никита и кит" БТК (30 марта) и "Сказки про мам" театра "ТриЧетыре" (31 марта).
Самым крошечным (таким, что поначалу их записали в 0+, однако потом одумались) адресованы сразу две премьеры БТК: "Дашенька, или История щенячьей жизни" по Карелу Чапеку (27 марта) и "Дрозд фрау Майер" (27 марта), а также "Мама Му. Счастливая корова" "Карлсон–хауса" (30 марта, Karlsson Haus) и, пожалуй, "Волшебный палец" творческого объединения "АрДа" (27 марта).
А вот читка рассказов Тоона Теллегена из книжки "Не все умеют падать", которую Книжный театр издательства "Поляндрия" проведет 31 марта, афишируется как 4+, но особенно рекомендуется взрослым. Нежные абсурдистские притчи про муравьев и белок — это как "Ежик в тумане". При выдержке 20–40 лет становятся только смешней, ясней и грустней.