Во всяком случае, парламент не торопится их выбирать: люди все ненадежные.
В 2019 году список почетных граждан Петербурга (коих, известно, сейчас 43 человека) мог бы пополниться еще одной или двумя достойными персонами. Но есть предположение, что этого не случится. Как не случилось годом ранее — в 2018–м. А до этого в 2014 и 2015 годах.
Как многие знают, звание "Почетный гражданин" присуждается людям, "внесшим выдающийся вклад в развитие Петербурга, повышение его роли и авторитета в России и на международной арене, укреплении демократии, защите прав человека, в искусстве, науке и нравственном развитии общества".
Сразу возникает вопрос: неужели в городе нет больше достойных людей, соответствующих этим требованиям? Или, по мнению наших депутатов, этим требованиям не отвечают нынешние кандидатуры, внесенные в парламент? Народная артистка СССР Эдита Станиславовна Пьеха, бывшая кумиром и голосом нескольких поколений наших сограждан, или народный артист России Александр Сокуров, у которого в руках букет престижнейших международных и российских кинематографических наград, золотых львов, медведей, веточек и прочих знаков профессионального признания? Или создавший один из первых негосударственных университетов ученый Борис Максимович Фирсов?
На самом деле история совсем не про заслуги. Нынешнее Законодательное собрание сформировано и отформатировано его сегодняшним спикером Вячеславом Макаровым. Большинство в парламенте принадлежит "Единой России", которую он возглавляет. И полностью контролирует, как показала недавняя отчетно–выборная партийная конференция. Там ничего не случается без его ведома и одобрения. То есть поговорить можно (это ли не торжество парламентской демократии!), но решает только он.
Но есть и обратная сторона: и отвечает за принятые решения тоже он.
Кстати, именно Макаров заявил на неделе, что парламент имеет право не торопиться с пополнением списка почетных граждан. Можно и раз в пятилетку выбирать.
И здесь мы, как представляется, можем найти объяснение обидному и недостойному Петербурга казусу.
Дело в том, что наши начальники, за редким исключением, в своих поступках руководствуются не здравым смыслом и банальной логикой, а специальной — бюрократически–начальственной. Суть ее в том, что, принимая то или иное решение, нужно непременно предугадать реакцию вышестоящего начальника. Хуже того — всей цепочки вышестоящих начальников, сколько бы их там ни было. Согласитесь, задачка не из простых.
Теперь ставим себя на место уважаемого Вячеслава Серафимовича. У него есть три кандидата, из которых он может выбрать двух, одного или никого.
Эдита Станиславовна Пьеха, имевшая неосторожность в далеком 2007 году вступить во вражескую партию "Справедливая Россия". То есть вроде она давно из нее вышла, но а вдруг нет? А кто ей звание почетного гражданина присваивал?
Александр Николаевич Сокуров все время против чего–то. Все время заступается за кого–то. Свободы какой–то требует, милосердия… Да, недавно за него Владимир Владимирович Путин заступился. Но сегодня заступился, а завтра, глядишь…
Борис Максимович Фирсов — вообще почетный ректор Европейского университета, этого рассадника либерализма, у которого не так давно лицензию отобрали и из здания выселили. Лицензию, правда, вернули, но надолго ли? А почетного ректора почетным гражданином сделал кто? То–то же.
Столкнувшийся с подобной дилеммой российский чиновник–начальник обычно тут же вспоминает замечательный принцип: если ты чего–то не сделал, то тебя за это и не накажут. И, естественно, никаких решений не принимает.