От безобидного переедания до расстройства психики — один шаг. Так считают специалисты, но статистика, опубликованная на неделе, показывает, что большинство в эту сторону не ступает.
Признайтесь, так бывало, может, даже не раз: выходите вы посреди ночи на кухню всего–то выпить глоток воды, но помимо собственной воли оказываетесь перед распахнутым холодильником с бутербродом во рту или кастрюлей борща в руках. И никакие силы не заставят вас отказаться от спонтанной трапезы. Грустно, но вы не одиноки.
По данным Росстата, обнародованным РБК, 22,6% россиян страдают вечерним и ночным перееданием, причем более сильную склонность к этому проявляют мужчины (8,2%), и только 3,3% женщин. Не исключено, конечно, что женщины просто не хотят в этом грехе признаваться. Но в кино и книжках чаще надсмехаются над мужчинами, среди ночи с завидным аппетитом пожирающими домашние запасы, чем над женщинами.
Опрос показал, что заполночное переедание скорее свойственно молодому поколению в возрасте от 15 до 19 лет — 7,9%. Доля лиц 60+, позволяющих себе вволю откушать перед или во время сна, составляет лишь 2,7%. Это просто объяснить общим снижением аппетита с возрастом. Но фантастические данные, будто лишь 4,5% обладателей вузовских дипломов сознаются в утолении своей нездоровой страсти перед сном — против 56,8% "честных обжор" без высшего образования, объяснить довольно трудно.
Можно было бы позубоскалить и над данными опроса, согласно которым бюджетники едят перед сном реже, чем владельцы собственного бизнеса, — 5,4% против 9,3%. Еда у собственников в 2 раза вкуснее, вот и вкушают… Но на самом деле проблема–то вполне серьезная.
Врачи выделили приступообразное переедание не только в качестве диагностической категории, но и как самостоятельную медицинскую проблему. Близость по клиническим проявлениям к булимии актуализировало дискуссию о возможном рассмотрении данной патологии как отдельного ее подтипа. Дальше — больше, ряд исследователей приводят данные, указывающие на нозологическую близость нервной булимии и приступообразного переедания. Оба расстройства начинаются, как правило, в одном возрасте — в 18 и 19 лет соответственно; пациенты обеих групп имеют высокий образовательный уровень; доказана значительная коморбидность с другими психическими расстройствами. Не слабо, да?
Звучит не только серьезно, но и грозно — ночной пережор, получается, способствует развитию психических заболеваний. Не зря ведь в Центре неврологии и психиатрии имени Бехтерева несколько лет как создано отделение эндокринологической психиатрии, которое занимается и нарушениями пищевого поведения. А повышенный аппетит и связанные с ним изменения пищевого поведения, считают врачи, — клинические проявления, встречающиеся при большом круге психических расстройств.
Ну что, испугались? Понаблюдайте за собой: если ситуации психогенного переедания происходят в среднем 2 раза в неделю на протяжении по крайней мере 6 месяцев, то стоит задуматься. Если после приема пищи возникает чувство отвращения к себе, стыда или подавленности, а самому с проблемой не справиться, время обратиться к врачу.
Но прежде нужно попытаться победить проблему самому, не перекладывая решение на чужие плечи. Алгоритм очевиден: избегайте холодильника. Особенно в вечернее и ночное время.